пїњ

ѕравовые риски и особенности железнодорожной логистики в  алининграде

(јдамов Ќ. ј., ѕротасова —. ј.)

("«аконодательство и экономика", 2014, N 3)

“екст документа

ѕ–ј¬ќ¬џ≈ –»— » » ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“»

∆≈Ћ≈«Ќќƒќ–ќ∆Ќќ… Ћќ√»—“» » ¬  јЋ»Ќ»Ќ√–јƒ≈

Ќ. ј. јƒјћќ¬, —. ј. ѕ–ќ“ј—ќ¬ј

јдамов Ќасрулла јбдурахманович, генеральный директор »нститута исследовани€ товародвижени€ и конъюнктуры оптового рынка (ќјќ "»“ ќ–"), доктор экономических наук, профессор.

ѕротасова —ветлана јлександровна, слушатель программы "Executive MBA - ¬нешнеэкономическа€ де€тельность: управление правовыми рисками" »нститута коммуникационного менеджмента Ќ»” "¬ысша€ школа экономики".

¬ статье Ќ. ј. јдамова и —. ј. ѕротасовой проанализированы риски, св€занные с железнодорожной логистикой в  алининградской области, и сформулированы рекомендации по их оптимизации. ќбоснована актуальность вопросов, св€занных с совершенствованием правового регулировани€ системы международных транспортных перевозок на железнодорожном транспорте.

 лючевые слова: риски железнодорожной логистики,  алининградска€ область, правовое регулирование перевозок, железнодорожна€ логистика, правовые риски железнодорожных перевозок.

—пецифика географического расположени€  алининградской области, ее территориальна€ оторванность от территории другой –оссии влечет за собой возникновение различных правовых рисков при оформлении отправки грузов со станций  алининградской железной дороги на другие станции ќјќ "–∆ƒ" и в обратном направлении. ¬ частности, возникают риски неправильного оформлени€ перевозок грузов в железнодорожном сообщении с  алининградом и неправильного расчета сроков доставки грузов.  ак правило, это св€зано с тем, что из-за особенного географического расположени€  алининградской области возникают споры, к какому виду железнодорожного сообщени€ (международному или внутригосударственному) относитс€ перевозка со станций российских железных дорог на станции  алининградской железной дороги и обратно и соответственно какие нормативные правовые акты примен€ть при таких перевозках.

ƒл€ разрешени€ сложившейс€ ситуации и устранени€ возникающих правовых рисков на 51-м заседании —овета по железнодорожному транспорту государств - участников —Ќ√, состо€вшемс€ 27 - 28 окт€бр€ 2009 г., в —оглашение об особенност€х применени€ отдельных норм —ћ√— (ќѕ —ћ√—) внесены дополнени€, касающиес€ регулировани€ перевозок грузов в  алининград. —огласно этим дополнени€м при перевозках грузов со станций  алининградской железной дороги назначением на иные станции российских железных дорог и в обратном направлении примен€ютс€ положени€ —ћ√—. “о есть указанна€ перевозка осуществл€етс€ в пр€мом международном железнодорожном сообщении. ¬ цел€х обеспечени€ правильного и единообразного разрешени€ споров, св€занных с перевозками грузов со станций  алининградской железной дороги назначением на иные станции российских железных дорог и в обратном направлении, ¬ысшим јрбитражным —удом –‘ о данных дополнени€х были проинформированы все арбитражные суды.

ќднако позднее, в 2011 г., ¬ј— –‘ вынес новое решение по указанному вопросу, в соответствии с которым исчисление сроков доставки грузов со станций  алининградской железной дороги назначением на иные станции российских железных дорог и в обратном направлении следует осуществл€ть по российскому законодательству, такую перевозку считать не международной, а внутригосударственной. ƒанное решение суда основано на том, что в соответствии с —ћ√— соглашение не используетс€, если ситуаци€ касаетс€ грузовых потоков, когда отправл€юща€ станци€ и станци€ назначени€ наход€тс€ на территории одного государства, при этом перевозки осуществл€ютс€ по территории другого государства лишь транзитом на поездах, вход€щих в железнодорожную систему государства-отправител€ или назначени€. —оответственно перевозки грузов в  алининградскую область из других областей –оссийской ‘едерации и в обратном направлении должны находитьс€ в сфере регулировани€ российского законодательства.

ќднако суд не учел следующее. ¬ соответствии со статьей 15  онституции –‘, статьей 5 ‘едерального закона от 15 июл€ 1995 г. N 101-‘« "ќ международных договорах –оссийской ‘едерации" и статьей 3 ‘едерального закона от 10 €нвар€ 2003 г. N 17-‘« "ќ железнодорожном транспорте в –оссийской ‘едерации" при рассмотрении споров, св€занных с осуществлением международных железнодорожных перевозок, арбитражные суды должны исходить из приоритета положений международных соглашений в данной сфере. ѕри этом необходимо учитывать, что р€д особых международных соглашений распростран€ет действие отдельных международных актов на отношени€, которые должны находитьс€ в сфере регулировани€ российского законодательства. “акими особыми международными соглашени€ми, например, €вл€ютс€ —оглашение об особенност€х применени€ отдельных норм —ћ√—, —оглашение о применении положений —ћ√— по срокам доставки грузов, распростран€ющие действие —ћ√— на некоторые отдельные отношени€, св€занные с осуществлением грузоперевозок железнодорожным транспортом.

¬ частности, при рассмотрении споров, св€занных с осуществлением перевозок грузов в  алининградскую область, следует иметь в виду: согласно ƒоговору о пр€мом международном сообщении между –оссийской ‘едерацией и Ћитвой (ƒоговор между ћѕ— –оссии и ћинистерством сообщени€ Ћитовской –еспублики о пр€мом международном железнодорожном сообщении от 25 феврал€ 1992 г.) перевозки грузов со станций железных дорог стран —Ќ√ (в том числе –оссии) назначением на станции  алининградской области транзитом через территорию Ћитвы и в обратном направлении оформл€ютс€ перевозочными документами —ћ√— и €вл€ютс€ международными перевозками, а в соответствии с —оглашением о применении положений —ћ√— по срокам доставки грузов к таким перевозкам положени€ —ћ√— примен€ютс€ при исчислении сроков доставки грузов, при определении размера возмещени€ за просрочку в доставке груза, при рассмотрении и регулировании претензий за просрочку в доставке груза.

“аким образом, в соответствии с указанными международными соглашени€ми положени€ —ћ√— регулируют перевозки грузов со станций  алининградской области назначением на станции других областей –оссийской ‘едерации и в обратном направлении, а с 1 €нвар€ 2010 г. такие перевозки регулируютс€ —ћ√— и в соответствии с —оглашением об особенност€х применени€ отдельных норм —ћ√—. ƒл€ исключени€ возникающих правовых рисков, св€занных с оформлением отправки грузов со станций  алининградской железной дороги на другие станции ќјќ "–∆ƒ" и в обратном направлении, с неправильным расчетом сроков доставки грузов и расчетом тарифов, с дво€ким толкованием судом норм права, необходимо внести соответствующие изменени€ не в ќѕ —ћ√— (как сделано ранее), а в само —оглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (—ћ√—). ј именно необходимо дополнить статью 2 —ћ√— новым абзацем следующего содержани€: "Ќасто€щее соглашение используетс€ применительно к перевозкам грузов в том случае, когда станции отправлени€ и назначени€ наход€тс€ в одном и том же государстве, а перевозки осуществл€ютс€ путем участи€ железных дорог транзитом по территории одного и более государств".

ќбеспечение внешнеэкономических св€зей –оссийской ‘едерации - одна из важнейших задач в де€тельности ќјќ "–∆ƒ", и политика компании направлена на создание условий дл€ максимальной переориентации внешнеторговых грузопотоков страны на обслуживание в российских портах.  онкурентоспособность российских поставщиков транспортных услуг зависит от эффективности взаимодействи€ железнодорожного и морского транспорта. ƒл€ ќјќ "–∆ƒ" повышение эффективности сотрудничества с морскими портами €вл€етс€ одной из стратегических задач. ќјќ "–∆ƒ" активно участвует в реализации государственной политики по развитию портовой инфраструктуры, в том числе на Ѕалтике, в  рыму и на  авказе. «а последние годы ќјќ "–∆ƒ" обеспечило устойчивый рост объемов железнодорожных перевозок внешнеторговых грузов в направлении российских портов. ѕо прогнозным оценкам, така€ тенденци€ сохранитс€ в среднесрочной перспективе, и к 2020 г. общий объем перевозок внешнеторговых грузов существенно возрастет.

ќсновные объемы перевозок приход€тс€ на порты Ѕольшого —анкт-ѕетербурга, ћурманск, а также порты  алининградской области. ѕо оценкам экспертов, к 2020 г. объемы перевозок внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом в направлении портов —еверо-«ападного региона возрастут в три раза и состав€т пор€дка 250 млн. т в год. ƒл€ освоени€ существующих объемов перевозок на дальних подходах к портам —еверо-«апада за последние годы выполнены значительные работы по строительству вторых путей, электрификации, удлинению приемо-отправочных путей на лимитирующих полигонах. —ущественные средства вложены в развитие предпортовых станций в —анкт-ѕетербурге, ”сть-Ћуге, ¬ысоцке,  алининграде.

‘ормирование современной и развитой транспортной инфраструктуры в Ѕалтийском регионе - важна€ основа дл€ дальнейшего социально-экономического развити€ не только компании, но и нашей страны. √рузовладельцы про€вл€ют особую заинтересованность к перевозке груза по железнодорожно-паромной линии Ѕалтийск - ”сть-Ћуга, а также на других вводимых в эксплуатацию железнодорожно-паромных лини€х, поскольку така€ логистика перевозки, по их мнению, значительно сокращает транспортные расходы. ќсновными рисками и проблемами при взаимодействии железной дороги с морскими портами €вл€етс€ скопление груженых составов на подходах к терминалам и на припортовых станци€х в ожидании выгрузки. ќсновна€ причина этого - отсутствие законодательно закрепленных норм, устанавливающих ответственность и за непроизводительный простой подвижного состава на инфраструктуре общего пользовани€, и за невыполнение качественных и количественных показателей перевозки груза. ѕри таких обсто€тельствах законодательно урегулировать вопросы взаимодействи€ железнодорожного и морского транспорта просто необходимо. ќднако вопрос в том, какие могут быть решени€.

Ќапример, на сегодн€шний день отсутствует единый подход к определению смешанной перевозки - все транспортные уставы и кодексы определ€ют особенности данного вида транспортировки исключительно дл€ своих целей. јкцент в транспортных уставах и кодексах смещен в сторону регулируемого вида транспорта.  роме того, ќјќ "–∆ƒ" и порты принадлежат различным структурам, поэтому сложно согласовать взаимодействие и ответственность при возникновении непредвиденных ситуаций. ¬ √ражданском кодексе –‘ предусмотрено прин€тие специального закона о смешанных перевозках (что существенно снизит возможные правовые риски). ќднако до сегодн€шнего дн€ его нет.  онечно, существует так называемое узловое соглашение, предусмотренное в ‘едеральном законе от 8 но€бр€ 2007 г. N 261-‘« "ќ морских портах –оссийской ‘едерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" и √  –‘, согласно которому определ€ют пор€док взаимодействи€, права и об€занности морских терминалов, а также перевозчиков при оказании услуг по перегрузке различных грузов в морских портах. Ќо, к сожалению, этим не снимаютс€ существующие проблемы и риски во взаимодействии между различными видами транспорта. ¬ насто€щее врем€ все вопросы взаимодействи€ при организации железнодорожно-паромных сообщений каждый раз решаютс€ при помощи подписани€ соглашений, меморандумов, правил перевозок грузов и т. п., что влечет за собой определенные риски, в том числе потерю значительного количества времени при разработке и согласовании таких документов (на это могут уйти годы), риски пропуска, оставлени€ без внимани€ каких-нибудь важных вопросов в тексте соглашений (например, из-за недостижени€ совместных договоренностей). “ак, –осси€ и ”краина подписали соглашение о железнодорожно-паромном сообщении через порты  рым и  авказ - —оглашение об организации международного пр€мого железнодорожно-паромного сообщени€ через порты  рым (”краина) и  авказ (–осси€,  раснодарский край). Ѕыли также подписаны другие документы: ѕоложение о совете по совместной эксплуатации железнодорожно-паромной переправы между портами  рым и  авказ и ѕравила перевозки грузов в международном пр€мом железнодорожно-паромном сообщении через порты  рым и  авказ. ƒанный проект имеет существенное значение в контексте реализации межгосударственной программы формировани€ ≈Ёѕ между –оссией,  азахстаном и Ѕеларусью. –еализаци€ данного проекта даст возможность значительно усилить экономические, геополитические, а также стратегические позиции –оссийской ‘едерации в рамках функционировани€ транспортного коридора "—евер-ёг", расширить наличие субъектов транспортного флота –оссийской ‘едерации на „ерноморских водах.  роме того, это позволит примен€ть паромные перевозки на линии  рым -  авказ, когда транспортируютс€ грузы из «ападной —ибири и центральноазиатских государств в  рым и на юго-западные регионы ”краины, а также значительно сократить рассто€ние пробега вагонов (туда-обратно) в среднем на 1,5 - 2 тыс. км. ¬ цел€х привлечени€ на маршрут новых грузовладельцев осуществлен запуск регул€рного паромного сообщени€ «ассниц - ”сть-Ћуга на основе соответствующего меморандума.

¬ 2008 г. в Ѕолгарии в г. —офи€ заключено —оглашение между ћинистерством транспорта –‘ и ћинистерством транспорта –еспублики Ѕолгари€ о создании пр€мой межгосударственной железнодорожно-паромной транспортной системы через порт  авказ (–осси€) и город ¬арна (Ѕолгари€). —огласование этого —оглашени€ было очень сложным и долгим. ≈сли бы не личное участие заместител€ ћинистра транспорта –‘, думаю, компромисс пришлось бы искать еще очень долго.

19 феврал€ 2013 г. состо€лось торжественное открытие железнодорожной паромной линии —амсун (“урци€) -  авказ (–осси€). “акой маршрут заметно сокращает врем€ и удешевл€ет стоимость доставки грузов из “урции в –оссийскую ‘едерацию и республики —редней јзии. ѕри этом в порту —амсун осуществл€етс€ либо смена колесных пар (с колеи 1520 мм на 1435 мм и наоборот), либо перегрузка из вагонов на автомобильный транспорт или вагон европейской колеи. Ћини€ открыта на основании —оглашени€ между ћинистерством транспорта –‘ и ћинистерством транспорта и коммуникаций “урции о создании комплексной межгосударственной железнодорожно-паромной системы через порты  авказ и —амсун. —оглашение подписано 14 ма€ 2010 г. в јнкаре в рамках визита ѕрезидента –‘ в “урецкую –еспублику.

ѕрактикой подтверждено полное соответствие сформированной нормативной правовой базы дл€ успешной работы на данном направлении всем требовани€м перевозочного процесса. ¬ том числе в дополнение к межправительственному —оглашению об организации смешанного международного железнодорожно-паромного сообщени€ через порты  авказ и —амсун и ѕравилам перевозки грузов, контейнеров и вагонов в комплексной межгосударственной железнодорожно-паромной системе подписано временное —оглашение между ќјќ "–∆ƒ", √енеральной дирекцией государственных железных дорог “урции, морским перевозчиком ќќќ "Ѕлэк —и ‘ерриз энд »нвестментс", турецкой компанией - оператором в порту —амсун ("ёѕћ "Ќакли€т") об эксплуатации, оперативном учете грузовых частных вагонов, а также контейнеров в комплексной международной железнодорожно-паромной системе.

Ќа наш взгл€д, способы минимизировать правовые риски при организации железнодорожно-паромного сообщени€ могут быть следующие: разработать и прин€ть на уровне ћинтранса –оссии типовую форму соглашени€ (договора), котора€ и будет использоватьс€ при заключении соглашений (договоров) между железнодорожными компани€ми и операторами морских терминалов (портами); разработать и прин€ть федеральный закон о смешанных перевозках; внести изменени€ и дополнени€ в —ћ√— в части железнодорожно-паромного сообщени€.

¬ св€зи со сложными процедурами согласовани€ и прин€ти€ федеральных законов в нашей стране прин€тие федерального закона о смешанных перевозках займет не один год. ѕоэтому прин€тие типовой формы соглашени€ (договора) необходимо осуществить в приоритетном пор€дке. –абота над таким нужным проектом закона уже ведетс€. ¬ насто€щее врем€ есть два законопроекта: один из них внесен ћинтрансом –оссии в ѕравительство и рассматриваетс€ там уже более двух лет, второй - альтернативный - инициирован совместно группой депутатов и —оюзом транспортников –оссии.

¬месте с тем дл€ прин€ти€ типовой формы соглашени€ (договора) необходимо внести соответствующие изменени€ в «акон о морских портах (предусмотрев, что ћинтранс разработает такое соглашение (договор)) дл€ осуществлени€ некоторой гармонизации законодательства. –абота по внесению изменений и дополнений в —ћ√— в части железнодорожно-паромного сообщени€ уже ведетс€. ќстаетс€ только не€сным, сколько времени понадобитс€ дл€ прин€ти€ —ћ√— в новой редакции.

јктуальность вопросов, св€занных минимизацией рисков в железнодорожно-паромном сообщении, в том числе в ускорении согласовани€ железнодорожно-паромных соглашений, дл€ "усилени€" подходов к портам год от года нарастает.

Ѕиблиографи€

1. јдамов Ќ. ј. —овременные парадигмы, методы и цели логистики как научного направлени€ // –оссийский экономический интернет-журнал. 2014. N 1.

2. »конникова ». ¬., јдамов Ќ. ј. ќсобенности логистизации хоз€йственных процессов отечественных бизнес-структур в услови€х риска // –»— : –есурсы. »нформаци€. —набжение.  онкуренци€. 2012. N 1.

3. Ќовиков ƒ. “., —убботин ј. ”правленческие инновации в логистике // ‘инансова€ жизнь. 2012. N 4.

4. ќдесс ¬. ». ƒенежные потоки // –»— : –есурсы, информаци€, снабжение, конкуренци€. 1999. N 5 - 6.

5. ѕрокофьева “. ј. –азвитие логистической инфраструктуры в транспортном комплексе –оссии // Ћогистика. 2012. N 6.

6. ѕрокофьева “. ј., —ергеев ¬. ». Ћогистические центры в транспортной системе –оссии. ћ.: »ƒ "Ёкономическа€ газета", 2012.

7. ѕрокофьева “. ј., јдамов Ќ. ј. —тратеги€ развити€ логистической инфраструктуры в транспортном комплексе –оссии. ћ.: »ƒ "Ёкономическа€ газета", 2011.

8. ѕроценко ». ќ., јбрамова ». ≈.  онцептуальные основы логистического менеджмента качества в сервисной экономике // –»— : –есурсы, информаци€, снабжение, конкуренци€. 2013. N 1.

9. Ўумаев ¬. ј., «ахаров ƒ. Ћогистика инновационной де€тельности // –»— : –есурсы, информаци€, снабжение, конкуренци€. 2010. N 3.

10. якунин ¬. ». ѕроблемы международной гармонизации железнодорожного права –оссии. ћ.: Ќаучный эксперт, 2012.

11. якутин ё. ¬.,  урбатов ќ. Ќ. ѕроблемы управлени€ смешанной экономикой // –»— : –есурсы, информаци€, снабжение, конкуренци€. 2008. N 1.

12. якутин ё. ¬. —фера транспортных услуг: стратегические и программные аспекты совершенствовани€ // ћенеджмент и бизнес-администрирование. 2010. N 3.

Ќазвание документа

пїњ