пїњ

ѕроблемы подготовки юристов в контексте участи€ –оссии в ≈вропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

(≈встигнеева ». —.) ("ёридическое образование и наука", 2013, N 3) “екст документа

ѕ–ќЅЋ≈ћџ ѕќƒ√ќ“ќ¬ » ё–»—“ќ¬ ¬  ќЌ“≈ —“≈ ”„ј—“»я –ќ——»» ¬ ≈¬–ќѕ≈…— ќ…  ќЌ¬≈Ќ÷»» ќ «јў»“≈ ѕ–ј¬ „≈Ћќ¬≈ ј » ќ—Ќќ¬Ќџ’ —¬ќЅќƒ <*>

». —. ≈¬—“»√Ќ≈≈¬ј

≈встигнеева »рина —ергеевна, адвокат ћосковской коллегии адвокатов "ћежрегион", кандидат юридических наук.

¬ статье анализируютс€ основные проблемы подготовки будущих юристов в –оссии в контексте ее участи€ в ≈вропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признани€ об€зательности юрисдикции ≈вропейского суда по правам человека.

 лючевые слова: подготовка юристов, ≈вропейска€ конвенци€ о защите прав человека и основных свобод, ≈вропейский суд по правам человека, федеральные государственные образовательные стандарты.

The author considers the problems of legal education in Russia in a view of her participation in the European Convention for the protection of human Rights and fundamental freedoms and the recognition of obligatory jurisdiction of the European Court of human rights.

Key words: European Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms, European Court of human rights, legal education, federal state educational standards.

ѕроисход€щие сейчас процессы глобализации и интеграции весьма ощутимы в –оссии и вли€ют на все сферы жизнеде€тельности общества. “ак, они актуализируют использование международно-правовых средств в национальном правовом регулировании и учет этого фактора при подготовке специалистов в области права. ¬ насто€щее врем€ российские программы подготовки юристов требуют существенной корректировки, что обусловлено новыми акцентами в правовом регулировании общественных отношений. ¬ св€зи с этим заслуживают всестороннего изучени€ в российских вузах как ≈вропейска€ конвенци€ о защите прав человека и основных свобод (далее - ≈ ѕ„), устанавливающа€ систему защиты прав человека в рамках —овета ≈вропы, так и решени€ ≈вропейского суда по правам человека (далее - ≈—ѕ„), ставшие дл€ большинства стран —овета ≈вропы частью правовой системы. Ќесмотр€ на то что ≈ ѕ„ действует на территории –оссии непосредственно, в основном только высшие суды пр€мо ссылаютс€ в своих решени€х на нормы ≈ ѕ„ и решени€ ≈—ѕ„. —уды более низкого уровн€ в основной своей массе игнорируют не только нормы международных актов в области прав человека, но и прецеденты ≈—ѕ„, разреша€ дела исключительно на основе норм российского законодательства, которые не всегда соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права.  ак результат - вынесение дефектных решений, которые впоследствии зачастую €вл€ютс€ предметом рассмотрени€ ≈—ѕ„. “ака€ ситуаци€ в первую очередь св€зана с проблемой подготовки будущих юристов в –оссии (судей, прокуроров, адвокатов), способных и готовых работать с ≈ ѕ„ и решени€ми ≈—ѕ„.  ак замечает ’.  еллер, в Ўвейцарии <1> ≈ ѕ„, так же как и национальное право, €вл€етс€ существенным инструментом, с которым приходитс€ работать юристам <2>. ¬ этой стране существует Ћетний университет прав человека, расположенный в ∆еневе.  роме того, международные обучающие программы предлагают неправительственные организации, такие, как ћеждународный учебный центр по правам человека и обучению миру и ћеждународна€ служба прав человека, также расположенные в ∆еневе. -------------------------------- <1> ƒл€ Ўвейцарии ≈ ѕ„ вступила в силу 28 но€бр€ 1974 г. <2> Keller H. Reception of the European Convention for the protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (ECHR) in Poland and Switzerland // Zeitschrift ausl ndisches ffentliches Recht und V lkerrecht. Heidelberg Journal of International Law. 2005. N 65. P. 348.

≈ ѕ„ изучаетс€ как на специализированных, так и на базовых курсах в швейцарских университетах.  аждый студент-юрист знакомитс€ с  онвенцией на базовых курсах, таких как "конституционное право" и "уголовный процесс". ¬ рамках специализированных курсов (семинары и дополнительные курсы) заинтересованные студенты имеют возможность в известной степени специализироватьс€ в изучении ≈ ѕ„. ѕроблема подготовки юристов новой формации уже поднималась в юридической литературе. “ак, Ќ. ¬. ¬итрук справедливо отмечал, что "вр€д ли можно ограничитьс€ увеличением часов на изучение международного права либо чтением отдельных спецкурсов, созданием в вузе кафедры гуманитарного или европейского права (хот€ и это важно). Ќеобходима перестройка юридического образовани€ в теоретико-методологическом направлении, в формировании нового правового мировоззрени€ будущих юристов, навыков по использованию  онвенции о защите прав человека, решений и содержащихс€ в них правовых позиций ≈вропейского суда по правам человека в теоретической и практической де€тельности" <3>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------  онсультантѕлюс: примечание. —тать€ Ќ. ¬. ¬итрука "ќ некоторых особенност€х использовани€ решений ≈вропейского суда по правам человека в практике  онституционного —уда –оссийской ‘едерации и иных судов" включена в информационный банк согласно публикации - јнтологи€ научной мысли:   10-летию –оссийской академии правосуди€: —борник статей / ќтв. ред. ¬. ¬. ≈ршов, Ќ. ј. “узов. —татут, 2008. ------------------------------------------------------------------ <3> ¬итрук Ќ. ќ некоторых особенност€х использовани€ решений ≈вропейского суда по правам человека в практике  онституционного —уда –оссийской ‘едерации и иных судов // »мплементаци€ решений ≈вропейского суда по правам человека в практике конституционных судов стран ≈вропы: —борник докладов. ћ.: »ѕѕѕ, 2006. —. 192.

¬ свою очередь, √. √аджиев обратил внимание на то, что, несмотр€ на современные публикации, российска€ юридическа€ наука в целом продолжает отстаивать несовременные и даже догматичные взгл€ды. ќб этом можно судить по тому, как излагаютс€ в многочисленных учебниках проблемы источников права. “о, чему учат современных российских студентов, во многом представл€ет собой устаревшую систему недостоверных знаний <4>. -------------------------------- <4> —м.: √аджиев √. ¬ведение к —борнику докладов "»мплементаци€ решений ≈вропейского суда по правам человека в практике конституционных судов стран ≈вропы". ћ.: »нститут права и публичной политики, 2006. —. 6.

≈сли проанализировать содержание имеющихс€ на сегодн€шний день в российских книжных магазинах и библиотеках учебников и учебных пособий по юридическим дисциплинам, нетрудно заметить, что большинство их авторов не упоминают ни ≈ ѕ„, ни решени€ ≈—ѕ„ в тех разделах, которые касаютс€ таких базовых пон€тий, как, например, система источников соответствующей отрасли права. ѕо моему мнению, такое положение дел обусловлено сложившимис€ в ———–, а затем и в –оссии подходами к подготовке юристов: дес€тилети€ми проблеме прав человека, механизмам их защиты (в том числе и международным) в юридических вузах не удел€лось должного внимани€, отрицалс€ и продолжает отрицатьс€ прецедент как источник российского права. »менно поэтому с таким трудом проходит включение норм ≈ ѕ„ и решений ≈—ѕ„ в правовую систему –оссии, осознание их приоритетности дл€ правоприменителей. »зучение решений ≈—ѕ„ в российских вузах тесно св€зано с преодолением однобоких, догматических представлений о пон€тии права, его формах и источниках. ¬ современных услови€х важнейшей задачей по обновлению юридического образовани€ €вл€етс€ модернизаци€ всей системы подготовки юристов. ¬ –екомендации Rec(2004)4  омитета министров о ≈ ѕ„ в университетском образовании и профессиональном обучении в государствах - членах —овета ≈вропы <5> подчеркиваетс€ превентивна€ роль образовани€, основанного на принципах, заложенных в  онвенции, ее нормах и основанной на них судебной практике. -------------------------------- <5> Recommandation Rec(2004)4 du Comit des Ministres aux Etats membres sur la Convention europ enne des Droits de l'Homme dans l'enseignement universitaire et la formation professionnelle (adopt par le Comit des Ministres le 12 mai 2004, lors de sa Session) // URL: https://wcd. coe. int/ (дата обращени€: 18.03.2013).

¬ –екомендации подчеркнуто, что опубликование и широкое распространение в государствах-участниках текста ≈ ѕ„ и постановлений ≈—ѕ„ важны, но недостаточны дл€ обеспечени€ применени€ ≈ ѕ„ на национальном уровне. Ќеобходимо прин€тие специальных мер в области образовани€ и повышени€ квалификации. ¬ приложении к –екомендации сказано, что государства-участники об€заны разработать собственные образовательные программы таким образом, чтобы они учитывали сложившиес€ местные особенности в соответствии с принципом субсидиарности и в то же врем€ обеспечивали полное представление о стандартах  онвенции с учетом особенностей своих традиций высшего образовани€, практики преподавани€ в вузах, профессиональной подготовки и повышени€ осведомленности о ≈ ѕ„. ѕри этом государствам-членам предлагаетс€ удостоверитьс€ в том, что соответствующее изучение положений  онвенции и практики —уда включено в учебные планы подготовки юристов, а также в экзаменационные вопросы при поступлении в адвокатуру и программы повышени€ квалификации судей, прокуроров и адвокатов.  ак показывает анализ действующих ‘едеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образовани€ по направлению подготовки 030900 "ёриспруденци€ (квалификаци€ (степень) бакалавр и магистр)", утвержденных ѕриказами ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации от 4 ма€ 2010 г. N 464 и от 14 декабр€ 2010 г. N 1763 соответственно (далее - ‘√ќ—-Ѕ и ‘√ќ—-ћ), –екомендаци€  омитета министров —≈ Rec(2004)4 учтена не была. “ак, в п. 5.1 указанного ‘√ќ—-Ѕ, содержащего перечень общекультурных компетенций (ќ ), которыми должен обладать выпускник, отсутствует компетенци€ по владению знани€ми об особенност€х применени€ ≈ ѕ„ и решений ≈—ѕ„. ¬ то же врем€ выделены такие новые, отражающие современные тенденции развити€ общества и государства компетенции, как, например, "нетерпимое отношение к коррупционному поведению" (ќ -6), "способность работать с информацией в глобальных компьютерных сет€х" (ќ -12) и др. ‘ормулирование профессиональных компетенций (далее - ѕ ) выпускника, в частности, в правоприменительной де€тельности не соответствует формулировке ч. 4 ст. 15  онституции –оссии, согласно которой "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры –оссийской ‘едерации €вл€ютс€ составной частью ее правовой системы. ≈сли международным договором –оссийской ‘едерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то примен€ютс€ правила международного договора". “ак, в п. 5.2 ‘√ќ—-Ѕ указываетс€, что выпускник должен обладать следующими ѕ : способен обеспечивать соблюдение законодательства (здесь и далее выделено мной. - ». ≈.) субъектами права (ѕ -3); способен принимать решени€ и совершать юридические действи€ в точном соответствии с законом (ѕ -4); способен примен€ть нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной де€тельности (ѕ -5). ѕри этом отдельно выделена така€ профессиональна€ компетенци€, как способность вы€вл€ть, давать оценку коррупционного поведени€ и содействовать его пресечению (ѕ -12). ѕредставл€етс€, что знание ≈ ѕ„ и судебной практики ≈—ѕ„ должно быть включено в число общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза по специальности "ёриспруденци€".   профессиональным компетенци€м в сфере правоприменени€ должны быть отнесены навыки "прин€ти€ решений и совершени€ юридически значимых действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, решени€ми органов международного правосуди€, юрисдикцию которых –осси€ признала об€зательной, а также нормами внутреннего права –оссии и практикой его применени€ высшими судебными инстанци€ми –оссии".  ак следует из п. 7.1 вышеназванных —тандартов, образовательные учреждени€ самосто€тельно разрабатывают и утверждают об€зательные образовательные программы (ќќѕ) бакалавриата и магистратуры, которые включают в себ€, в частности, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихс€. ѕри этом на высшие учебные заведени€ возложена об€занность ежегодно обновл€ть ќќѕ с учетом развити€ науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. ѕолагаю, что при данной формулировке упускаетс€ из виду такой важный фактор, как развитие самого права, происход€щего, кроме прочего, на фоне процессов юридической глобализации и интеграции, одним из факторов которых, несомненно, €вл€етс€ де€тельность ≈—ѕ„. ƒл€ достижени€ целей ≈ ѕ„ и –екомендации Rec(2004)4 необходимо ввести ≈ ѕ„ в учебные курсы вузов, осуществл€ющих подготовку по специальности "ёриспруденци€", не только в качестве самосто€тельного предмета, но и в качестве сквозной темы, как в общей теории права и государства, так и по каждой отраслевой юридической дисциплине (уголовное право, гражданское право, уголовно-процессуальное право и т. д.), дл€ того чтобы студенты после завершени€ обучени€, вне зависимости от их специализации, были осведомлены об особенност€х применени€ ≈ ѕ„ в истолковании ≈—ѕ„ в своей сфере профессиональной де€тельности. ќсобенно важной €вл€етс€ профессиональна€ подготовка с учетом знани€ ≈ ѕ„ и практики ≈—ѕ„ будущих работников тех государственных органов, которые отвечают за применение законов и отправление правосуди€. ¬ соответствии с вышеназванной –екомендацией дл€ обеспечени€ существовани€ адекватного университетского образовани€ и профессионального обучени€ на национальном уровне изучение ≈ ѕ„ и практика ≈—ѕ„ должны быть включены, кроме прочего, в программы подготовки к квалификационным экзаменам (государственным или местным) на доступ к различным юридическим професси€м, а также в программы базового образовани€ и повышени€ квалификации, предназначенные дл€ судей, прокуроров и адвокатов. —ледует отметить, что с 2000 г. в –оссии действует цела€ система обучени€ судей, существующа€ в трех формах: ознакомление с практикой ≈—ѕ„ в ходе повышени€ квалификации судей; проведение региональных семинаров, в том числе организуемых судейским сообществом; ознакомительные поездки судей в —трасбург дл€ участи€ в заседани€х ≈—ѕ„. ќрганизуетс€ такой же пор€док при обучении прокуроров <6>. -------------------------------- <6> —м.: «акатнова ј. –осси€ пришла в ≈вропейский суд не случайно // URL: www. rg. ru//2005/04/06/laptev. htlm.

¬ подготовке адвокатов изучение ≈ ѕ„, решений ≈—ѕ„ и судебной процедуры защиты в ≈—ѕ„ также занимает важное место. “ак, в программу курса по адвокатуре, в учебники и учебные пособи€ <7>, в перечень вопросов квалификационного экзамена на получение статуса адвоката включаютс€ соответствующие разделы, посв€щенные ≈ ѕ„ и решени€м ≈—ѕ„ <8>. -------------------------------- <7> —м.: јдвокатура –оссии: ”чебник дл€ магистров / ѕод ред. —. —. ёрьева. 2-е изд., перераб. и доп. ћ.: ёрайт, 2013. <8> —м.: ƒанные с сайта јдвокатской палаты ћосквы // URL: http://www. advokatymoscow. ru/pretendents/exam/questions. php; данные с сайта јдвокатской палаты ћосковской палаты (области?) // URL: http://apmo. ru/?show=applicants_tickets (дата обращени€: 20.03.2013).

ѕодготовка будущих юристов с учетом знани€ положений ≈ ѕ„ и решений ≈—ѕ„ должна способствовать, с одной стороны, сокращению числа нарушений прав, гарантированных  онвенцией, а с другой - жалоб, €вно не отвечающих критери€м приемлемости. Ѕолее того, это должно способствовать включению норм ≈ ѕ„ и практики ≈—ѕ„ в обоснование выносимых национальными судебными органами решений. “аким образом, должна произойти переоценка подходов к подготовке юристов, логичным результатом которой будет приведение рассмотренных ‘√ќ—ов в соответствие с требовани€ми сегодн€шнего дн€.

Ќазвание документа пїњ