пїњ

ѕривлечение иностранной рабочей силы

( онюшева Ќ.)

("Ё∆-ёрист", 2005, N 42)

“екст документа

ѕ–»¬Ћ≈„≈Ќ»≈ »Ќќ—“–јЌЌќ… –јЅќ„≈… —»Ћџ

Ќ.  ќЌёЎ≈¬ј

 онюшева Ќаталь€, юрист.

»спользование иностранных работников широко и прочно вошло в практику отечественного рынка труда. ¬ то же врем€ надлежащее оформление таких отношений имеет место в очень немногих случа€х. ѕричины этого одни вид€т в недостаточной урегулированности этих отношений, а другие, напротив, - в чрезмерных административных барьерах.

ќбщий принцип применени€ норм трудового законодательства к иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 4 ст. 11 “  –‘) уточн€етс€ целым р€дом нормативных актов. Ёто ‘« от 25.07.2002 N 115 "ќ правовом положении иностранных граждан в –‘" (далее - «акон), ”каз ѕрезидента –‘ от 16.12.93 N 2146 "ќ привлечении и использовании в –‘ иностранной рабочей силы" (с изменени€ми, внесенными ”казом ѕрезидента –‘ от 29.04.94 N 847), ѕостановление ѕравительства –‘ от 30.12.2002 N 941 "ќ пор€дке выдачи иностранным лицам и лицам без гражданства разрешени€ на работу".

Ќормативное регулирование

—татьи 5, 30, 32 «акона говор€т о том, что контроль за трудовой де€тельностью иностранных работников на территории –‘ находитс€ в ведении "федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальными органами". Ќа практике указанными вопросами занимаютс€ управлени€ по делам миграции при ”¬ƒ субъектов –‘.

—огласно ч. 4 ст. 13 «акона дл€ того, чтобы нан€ть иностранного гражданина, работодатель (заказчик работ) об€зан получить разрешение на привлечение иностранных граждан и разрешение на работу дл€ привлекаемого иностранного гражданина.

–азрешение на привлечение иностранных граждан, в соответствии с ч. 3 ст. 18 «акона, выдаетс€ федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел или его территориальными органами только в том случае, если имеетс€ заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, который занимаетс€ вопросами зан€тости населени€. ѕри его наличии работодатель подает ходатайство в органы внутренних дел о выдаче приглашени€ иностранному работнику (ч. 2 ст. 18 «акона).

Ќадо отметить, что количество приглашений на въезд в –‘ иностранных граждан в цел€х осуществлени€ трудовой де€тельности зависит от так называемых квот, количество которых ежегодно утверждаетс€ ѕравительством –‘ (ч. 1 ст. 18 «акона).

ѕор€док же получени€ разрешени€ на работу предусмотрен ѕостановлением ѕравительства –‘ от 30.12.2002 N 941. —огласно ст. 5 ѕостановлени€ разрешение выдаетс€ при условии внесени€ в установленном пор€дке работодателем или заказчиком работ (услуг) средств, необходимых дл€ обеспечени€ выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из –‘. ƒенежные средства внос€тс€ на специальный счет, который открываетс€ органом внутренних дел.  роме того, иностранный гражданин, временно проживающий на территории –‘, об€зан осуществл€ть свою де€тельность только в пределах того субъекта, где ему разрешено временное проживание.

—уществуют определенные категории иностранных граждан, на которых вышеназванные положени€ не распростран€ютс€. »х перечень закреплен в ч. 4 ст. 13 ‘« "ќ правовом положении иностранных граждан в –‘".

Ќеобходимо также отметить, что ст. 18.10  ојѕ –‘ предусматривает административную ответственность за нарушение правил привлечени€ и использовани€ иностранной рабочей силы в –‘ как дл€ работодател€ (штраф в размере от 10 до 20 ћ–ќ“), так и дл€ работника - иностранного гражданина или лица без гражданства (штраф в размере от 5 до 10 ћ–ќ“ с административным выдворением за пределы –‘ или без такового). ƒела о таких административных правонарушени€х согласно ст. 23.1  ојѕ –‘ рассматриваютс€ судами.

ѕороки практики

¬ то же врем€ несовершенство законодательства, регулирующего данные отношени€, привело к многократным нарушени€м в этой сфере.

¬ первую очередь это св€зано со сроками получени€ разрешений. Ќа практике на эту процедуру уходит до полугода.  ак следствие, работодатель прибегает к "теневым" трудовым ресурсам, то есть использует труд лиц, которые наход€тс€ в нашей стране на нелегальном положении.

“акже огромное количество правонарушений имеет место со стороны субъектов –‘. —убъекты ‘едерации имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты, которые направлены на уточнение и детализацию пор€дка и условий привлечени€ к работе иностранных граждан, но не должны противоречить «акону.

Ќа практике это правило далеко не всегда соблюдаетс€, и субъекты выход€т за пределы своей компетенции. ѕодобного рода нарушени€ зафиксированы в таких субъектах, как јдыге€, ƒагестан,  алмыки€,  арачаево-„еркесска€, „еченска€ республики, в  раснодарском, ѕриморском кра€х и др. “ак, в „укотском автономном округе губернатор своим постановлением утвердил пор€док въезда в округ иностранных граждан и лиц без гражданства, тогда как субъекту ‘едерации полномочи€ по регулированию данного вопроса не предоставлены (см.: ¬икторов ». —. “рудовое право. ћ., 2003. N 9).

Ќо дальше всех пошел такой субъект –‘, как город ћосква. ѕостановлением ѕравительства ћосквы N 615-ѕѕ "ќ пор€дке привлечени€ и использовани€ иностранных работников в городе ћоскве" иногородние работники, то есть граждане –‘, которые не проживают в городе ћоскве, были приравнены к иногородним гражданам и лицам без гражданства.

 роме того, нередко встречаютс€ такие нарушени€, как: несоблюдение пор€дка выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы; пор€док продлени€ сроков на осуществление трудовой де€тельности; осуществление иностранными работниками трудовой де€тельности без оформлени€ всех необходимых документов; выдача службами зан€тости согласований на привлечение и использование иностранной рабочей силы по тем професси€м, которые имеютс€ в избытке на национальном рынке труда, и многое другое.

ѕо мнению некоторых специалистов, решением данных проблем будут €вл€тьс€ жесткие требовани€ и штрафные санкции к работодател€м, которые застав€т последних соблюдать действующие законы по отношению к иностранцам (см.: јнисимов Ћ. Ќ. “рудовое право. ћ., 2005. N 5). ќднако, как представл€етс€, проблема намного глубже, и св€зана она с системным несовершенством действующего законодательства в сфере привлечени€ и использовани€ иностранной рабочей силы.

Ќазвание документа

пїњ