пїњ

Ќациональна€ безопасность –оссийской ‘едерации и право ¬семирной торговой организации

(„етвериков ј. ќ.) ("«аконы –оссии: опыт, анализ, практика", 2013, N 8) “екст документа

Ќј÷»ќЌјЋ№Ќјя Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“№ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» » ѕ–ј¬ќ ¬—≈ћ»–Ќќ… “ќ–√ќ¬ќ… ќ–√јЌ»«ј÷»» <*>

ј. ќ. „≈“¬≈–» ќ¬

„етвериков јртем ќлегович, доктор юридических наук, профессор кафедры права ≈вропейского союза ћосковского государственного юридического университета им. ќ. ≈.  утафина (ћ√ёј).

¬ данной статье автор анализирует правовые основы членства –оссийской ‘едерации во ¬семирной торговой организации, международную интеграцию и национальную безопасность государства, а также правомерные основани€ дл€ отступлени€ государств - членов ¬“ќ от своих об€зательств в рамках ¬семирной торговой организации.

 лючевые слова: ¬“ќ; международна€ интеграци€; нормы-исключени€; национальна€ безопасность.

National security of the Russian Federation and the World trade organization's law A. O. Tchetverikov

Tchetverikov Artem Olegovich, Doctor of Laws, Professor of the European Union Law Department of Kutafin Moscow State Legal University (MSAL).

The author analyzes legal grounds of the Russian Federation's membership in the WTO, international integration, and the country's national security, as well as legal grounds for the WTO's members' derogations within the WTO's framework.

Key words: WTO; international integration; rules-exceptions; national security.

ћеждународна€ интеграци€ и национальна€ безопасность государства

¬ насто€щее врем€ при разработке и осуществлении меропри€тий по обеспечению национальной безопасности –оссийской ‘едерации существенное значение имеет фактор участи€ нашей страны в процессах международной интеграции, которые все более приобретают общемировой, глобальный характер (глобализаци€). ћеждународна€ интеграци€ и глобализаци€ - объективное €вление. ќно обусловлено в первую очередь прогрессом науки, техники и производительных сил человечества, что дает возможность народам разных стран активнее и интенсивнее, чем в предыдущие исторические эпохи, обмениватьс€ произведенными ими товарами, услугами, иными материальными и духовными ценност€ми, путешествовать по разным континентам, передавать информацию и знани€ через границы. Ќемаловажную роль также играет стремление современных государств к созданию более тесных взаимных аль€нсов в экономической, политической, культурной и других сферах, с помощью которых каждое государство-участник рассчитывает эффективнее продвигать свои интересы на мировой арене <1>. -------------------------------- <1>  ак справедливо отмечает профессор ¬. ћ. Ўумилов, "именно интеграционные объединени€ как центры экономической силы оформ€т новый раздел мира, новое мироустройство... √осударства объедин€ютс€ в интеграционные группировки, которые и служат инструментом закреплени€ в праве их государственных интересов. Ёто означает: сила не ушла из международного права, а лишь мен€ет свою форму". —м.: Ўумилов ¬. ћ. ћеждународное экономическое право. ћ.: ёрайт, 2011. —. 67.

ќднако международна€ интеграци€, в том числе глобализаци€, всегда имеет "две стороны: светлую и теневую" <2>. »нтеграционные процессы не только открывают дл€ государств новые возможности и перспективы, но став€т их перед новыми вызовами и угрозами. “акие угрозы могут возникать, например, вследствие чрезмерного притока в страну иммигрантов или закрыти€ отечественных предпри€тий, не выдержавших конкуренции с более дешевой импортной продукцией. ¬ свою очередь, обороноспособность страны может пострадать в результате перехода под контроль иностранцев стратегических отраслей национальной промышленности, в том числе природных богатств. -------------------------------- <2> —м.:  апустин ј. я. ћеждународные организации в глобализирующемс€ мире. ћ.: –”ƒЌ, 2010. —. 63.

»так, участие –оссии, равно как и любого другого государства, в интеграционных объединени€х должно сопровождатьс€ тщательным вы€влением, сопоставлением, соизмерением вытекающих отсюда преимуществ и угроз.  огда государство уже €вл€етс€ членом интеграционного объединени€, оно должно знать и активно использовать любые правовые возможности дл€ отстаивани€ своих основополагающих интересов, в том числе относ€щихс€ к поддержанию и укреплению его национальной безопасности.

ѕравовые основы членства –оссийской ‘едерации во ¬семирной торговой организации

¬семирна€ торгова€ организаци€ (¬“ќ) - глобальное интеграционное объединение с участием подавл€ющего большинства государств, расположенных на разных континентах земного шара и наход€щихс€ на разных уровн€х социально-экономического развити€ <3>. -------------------------------- <3> — 1 марта 2013 г. (вступление “аджикистана) в состав ¬“ќ входит в общей сложности 159 членов.

¬“ќ - объединение экономического характера, главной задачей которого €вл€етс€ развитие мировой торговли товарами и услугами на основе "либерализации" <4>, т. е. сокращени€ таможенных пошлин и других торговых барьеров, ранее созданных государствами и закрепленных во внутреннем законодательстве отдельных членов ¬“ќ. -------------------------------- <4> —м.: Rainelli M. L'Organisation mondiale du commerce. Paris: La Decouverte, 2011. P. 103.

¬ступа€ в ¬“ќ, государство принимает на себ€ об€зательство снизить свои торговые барьеры. —тепень (масштаб) подобного снижени€ определ€етс€ индивидуально дл€ каждого члена ¬“ќ и фиксируетс€ в его перечн€х "уступок и об€зательств" по товарам и услугам, прилагаемым к учредительному договору организации. ќдновременно с этим государство об€зуетс€ соблюдать общие правила международной торговли, закрепленные непосредственно в учредительном договоре ¬“ќ - ћарракешском соглашении об учреждении ¬семирной торговой организации 1994 г. —оставными част€ми (приложени€ми) ћарракешского соглашени€ выступает комплекс интеграционных соглашений по либерализации и регулированию международной торговли. ¬месте вз€тые, эти соглашени€ официально названы многосторонними торговыми соглашени€ми. ¬ажнейшими среди них €вл€ютс€: √енеральное соглашение по тарифам и торговле (√ј““) - старейший источник права ¬“ќ, который был подготовлен и подписан вскоре после окончани€ ¬торой мировой войны (в 1947 г.) и затем, с р€дом изменений и дополнений, включен в структуру учредительного договора ¬“ќ 1994 г.; √енеральное соглашение по торговле услугами (√ј“—); —оглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (“–»ѕ—).   многосторонним торговым соглашени€м также относ€тс€ документы специального характера, регулирующие отдельные вопросы международной торговли товарами. Ёти документы считаютс€ дополнительными к √ј““ как к источнику основополагающих правил в этой области ("генеральное соглашение", т. е. общее, базовое соглашение): —оглашение по сельскому хоз€йству; —оглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; —оглашение по техническим барьерам в торговле; —оглашение по инвестиционным мерам, св€занным с торговлей; —оглашение по применению статьи VI √енерального соглашени€ по тарифам и торговле 1994 г. (јнтидемпинговое соглашение); —оглашение по применению статьи VII √енерального соглашени€ по тарифам и торговле 1994 г. (—оглашение по таможенной стоимости товаров); —оглашение по предотгрузочной инспекции; —оглашение по правилам происхождени€; —оглашение по процедурам импортных лицензий; —оглашение по субсиди€м и компенсационным мерам; —оглашение по защитным мерам. Ќаконец, в структуру ћарракешского соглашени€ включены договоренности членов ¬“ќ, которые регламентируют пор€док контрол€ за исполнением вз€тых ими на себ€ интеграционных об€зательств: договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров; механизм проверки торговой политики. ¬ступа€ в ¬“ќ или впоследствии член этой организации при желании также может присоедин€тьс€ к так называемым частично многосторонним торговым соглашени€м, помещенным в последнее приложение к учредительному договору ¬“ќ. ¬ отличие от вышеуказанных многосторонних торговых соглашений, об€зательных дл€ всех членов ¬“ќ, частично многосторонние соглашени€ св€зывают только отдельные страны. „лен ¬“ќ вправе, но не об€зан становитьс€ участником подобных соглашений. ¬ насто€щее врем€ к ним относ€тс€ два документа: —оглашение по торговле гражданской авиатехникой; —оглашение по правительственным закупкам. ѕо своей правовой природе ¬“ќ €вл€етс€ международной межправительственной организацией, объедин€ющей прежде всего суверенные государства.   государствам приравниваютс€ "обособленные таможенные территории", провод€щие самосто€тельную торговую политику (например, “айвань или √онконг). ќсобый статус коллективного члена ¬“ќ приобрел ≈вропейский союз, который выступает единым голосом от имени всех вход€щих в него 28 европейских стран, одновременно также состо€щих в ¬“ќ <5>. -------------------------------- <5> ѕоскольку в состав ¬семирной торговой организации вход€т и принимаютс€ не только государства, но и государственно-подобные организации, право ¬“ќ оперирует нейтральным термином "член" ¬семирной торговой организации.

¬“ќ наделена правоспособностью юридического лица, а также привилеги€ми и иммунитетами, которые могут потребоватьс€ ей дл€ осуществлени€ своих функций <6>. -------------------------------- <6> ¬опреки иногда высказываемому мнению ¬“ќ не €вл€етс€ и не планирует стать специализированным учреждением ќрганизации ќбъединенных Ќаций. ќфициальна€ позици€ руковод€щих органов ¬“ќ по этому вопросу высказана в предельно категорических формулировках: "¬“ќ €вл€етс€ организацией особого рода, учрежденной вне системы ќрганизации ќбъединенных Ќаций". ÷ит. по: L'Organisation mondiale du commerce et les sujets de droit / Sous la direction de T. Garcia, V. Tomkiewicz. Bruxelles: Bruylant, 2011. P. 105.

ќфициальными €зыками, на которых принимаютс€ и примен€ютс€ все документы ¬“ќ, €вл€ютс€ английский, испанский и французский. ќфициальное место нахождени€ (штаб-квартира) ¬“ќ находитс€ в г. ∆еневе (Ўвейцари€), где работают ее руковод€щие и вспомогательные органы. –уковод€щие органы принимают решени€ по вопросам текущего функционировани€ ¬“ќ, например, о приеме новых членов, о даче официального толковани€ ћарракешского соглашени€ и его приложений или по спорам между членами ¬“ќ. ѕри прин€тии решений каждый член ¬“ќ обладает одним голосом (исключение - ≈вропейский союз, подающий одновременно 28 голосов "за" или "против" по числу вход€щих в него стран). ’от€ ћарракешское соглашение допускает прин€тие решений большинством голосов, простым или квалифицированным, в силу обыча€ используетс€ консенсус, т. е. одобрение при отсутствии возражений со стороны хот€ бы одного члена ¬“ќ. ¬ысшим руковод€щим органом ¬“ќ признана ћинистерска€ конференци€ на уровне министров членов ¬“ќ, котора€ собираетс€ на заседани€ не реже одного раза в два года. ¬ период между сесси€ми ћинистерской конференции ее полномочи€ осуществл€ет √енеральный совет на уровне посто€нных представителей членов ¬“ќ при организации. √енеральный совет одновременно выполн€ет функции ќргана по разрешению споров и ќргана по проверке торговой политики членов ¬“ќ. ¬спомогательные органы ¬“ќ оказывают содействие руковод€щим в подготовке их решений.   ним относ€тс€ разного рода специализированные советы, комитеты и рабочие группы, также состо€щие из уполномоченных представителей всех членов: —овет по торговле товарами, —овет по торговле услугами, —овет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности,  омитет по региональным торговым соглашени€м, –абоча€ группа по государственным торговым предпри€ти€м и др. Ќа правах вспомогательного органа действует и —екретариат ¬“ќ - аппарат организации, состо€щий из независимых международных служащих, работающих на посто€нной основе. –уководителем —екретариата €вл€етс€ √енеральный директо𠬓ќ - высшее должностное лицо организации. –оссийска€ ‘едераци€ стала 157-м членом ¬“ќ в 2012 г. после долгих и непростых переговоров, длившихс€ почти двадцать лет (с 1993 г.). ѕравовой основой вступлени€ нашей страны, как и других государств, стал ѕротокол о присоединении, подписанный в ∆еневе 16 декабр€ 2011 г. и вступивший в силу после его ратификации ‘едеральным —обранием - парламентом –оссийской ‘едерации 22 августа 2012 г. (ѕротокол о присоединении –оссийской ‘едерации к ћарракешскому соглашению об учреждении ¬семирной торговой организации) <7>. -------------------------------- <7> –атифицирован ‘едеральным законом от 21 июл€ 2012 г. N 126-‘« "ќ ратификации ѕротокола о присоединении –оссийской ‘едерации к ћарракешскому соглашению об учреждении ¬семирной торговой организации от 15 апрел€ 1994 г." // –оссийска€ газета. 2012. 23 июл€. —. 2.

ѕеред ратификацией ѕротокол о присоединении по запросу группы депутатов ‘едерального —обрани€ был направлен на проверку в  онституционный —уд –оссийской ‘едерации, который признал его соответствующим  онституции –оссийской ‘едерации по пор€дку прин€ти€, а также в части отдельных положений права ¬“ќ, которые оспаривались в запросе (правила разрешени€ споров ¬“ќ и об€зательства –оссии в отношении допуска иностранцев к оказанию юридических услуг на территории –оссии) <8>. -------------------------------- <8> —м.: ѕостановление  онституционного —уда –оссийской ‘едерации от 9 июл€ 2012 г. N 17-ѕ по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора –оссийской ‘едерации - ѕротокола о присоединении –оссийской ‘едерации к ћарракешскому соглашению об учреждении ¬семирной торговой организации // –оссийска€ газета. 2012. 20 июл€. —. 20.

ѕри вступлении в ¬“ќ –оссийска€ ‘едераци€ прин€ла на себ€ множество специфических об€зательств по открытию отечественного рынка товаров и услуг дл€ международной конкуренции, в частности сократить таможенные пошлины в среднем до 7,8% (с 10% в 2011 г.), либерализовать рынок услуг в 11 секторах и 116 субсекторах и др. Ќекоторые об€зательства прин€ты с отсрочкой их выполнени€, например об€зательство разрешить иностранным страховым компани€м открывать филиалы в –оссии, вступающее в действие через 9 лет после присоединени€. –оссийска€ ‘едераци€, как и другие члены, сохран€ет право в любой момент выйти из состава ¬“ќ. ¬ыход производитс€ через шесть мес€цев со дн€ письменного уведомлени€ об этом √енерального директора ¬“ќ. — момента выхода бывший член ¬“ќ одновременно перестает быть участником всех многосторонних торговых соглашений, прилагаемых к учредительному договору ¬“ќ.

Ќациональна€ безопасность как правомерное основание дл€ отступлени€ –оссийской ‘едерации от своих об€зательств в рамках ¬семирной торговой организации

Ќациональна€ безопасность - фундаментальна€ основа существовани€ государства, котора€ не должна ставитьс€ под сомнение его участием в интеграционных процессах, включа€ процессы либерализации мировой торговли. ¬ этой св€зи еще при разработке в 1947 г. старейшего источника права ¬“ќ - √енерального соглашени€ по тарифам и торговле (√ј““) его договаривающиес€ стороны, т. е. страны-участницы, включили в текст √ј““ целый р€д норм-изъ€тий - положений, которые разрешают государствам в одностороннем пор€дке отступать от своих интеграционных об€зательств, если это необходимо дл€ обеспечени€ их основополагающих интересов и потребностей, в том числе св€занных с защитой национальной безопасности. ѕри создании в 1994 г. на основе √ј““ ¬семирной торговой организации аналогичные нормы-изъ€ти€ были включены в другие документы ¬“ќ, в том числе в √енеральное соглашение по торговле услугами (√ј“—) и в —оглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (“–»ѕ—). ƒействующие в рамках ¬“ќ нормы-изъ€ти€ (исключени€) можно классифицировать на три группы. ѕерва€ группа получила официальное название "исключени€, относ€щиес€ к безопасности". »сключени€, относ€щиес€ к безопасности, впервые были зафиксированы в одноименной статье √енерального соглашени€ по тарифам и торговле, содержание которой осталось неизменным с 1947 г. (ст. XXI √ј““ "»сключени€, относ€щиес€ к безопасности"). ѕо образцу √ј““ аналогичные исключени€ в 1994 г. были предусмотрены в других многосторонних торговых соглашени€х членов ¬“ќ, касающихс€ торговли услугами (ст. XIV. bis √ј“— "»сключени€, относ€щиес€ к безопасности") и торговых аспектов прав интеллектуальной собственности (ст. 73 “–»ѕ— "»сключени€, относ€щиес€ к безопасности"). »сключени€, относ€щиес€ к безопасности, дают право государствам отступать от любых об€зательств, зафиксированных в √ј““, √ј“— или “–»ѕ—, по мотивам, которые непосредственно относ€тс€ к поддержанию национальной безопасности. ѕеречень этих мотивов исчерпывающим образом зафиксирован в упом€нутых стать€х и €вл€етс€ одинаковым дл€ √ј““, √ј“— и “–»ѕ—. “ак, ст. XXI √ј““ предусматривает следующее: "Ќикакое положение насто€щего —оглашени€ не будет интерпретироватьс€: a) как возлагающее на ƒоговаривающуюс€ —торону об€занность предоставл€ть сведени€, разглашение которых, по ее мнению, противоречило бы существенным интересам ее безопасности; b) или как преп€тствующее ƒоговаривающейс€ —тороне принимать любые меры, которые она посчитает необходимыми дл€ защиты существенных интересов своей безопасности: i) относ€щихс€ к расщепл€ющимс€ материалам или к материалам, которые служат дл€ их изготовлени€; ii) относ€щихс€ к торговле оружием, боеприпасами и военными материалами, предназначенными пр€мо или косвенно дл€ обеспечени€ снабжени€ вооруженных сил; iii) примен€емых в военное врем€ или в случае серьезной международной напр€женности; c) или как преп€тствующее ƒоговаривающейс€ —тороне принимать меры во исполнение своих об€зательств на основании ”става ќрганизации ќбъединенных Ќаций дл€ поддержани€ международного мира и международной безопасности". »так, исключени€, относ€щиес€ к национальной безопасности, в рамках ¬“ќ понимаютс€ в ее политическом (неэкономическом) аспекте.   основани€м (мотивам) подобных исключений относ€тс€: 1) защита государственной, в том числе военной, тайны (п. "a"); 2) поддержание обороноспособности, в том числе военной промышленности государств (п. "b"); 3) предотвращение угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии в пор€дке самообороны или во исполнение решений —овета Ѕезопасности ќќЌ (п. "c" и гл. VII ”става ќќЌ "ƒействи€ в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии").  аждое государство самосто€тельно оценивает необходимость использовани€ подобных исключений и, как показывает практика, может придавать им весьма широкое значение, что "открывает возможности дл€ злоупотреблений" <9>. “ак, —оединенные Ўтаты јмерики использовали ст. XXI √ј““ в качестве обосновани€ введенного ими в 1962 г. эмбарго на торговлю с  убой, которое сохран€ет силу по сей день <10>. ¬ качестве оправдани€ дл€ введени€ экономических санкций против неугодных режимов ссылка на "существенные интересы своей безопасности" неоднократно примен€лась и в дальнейшем, например —Ўј в отношении торгового эмбарго против сандинистского правительства Ќикарагуа в 1980-е гг., ≈— против ёгославии в 1990-е гг. и т. д. -------------------------------- <9> —м.: ¬итцтум ¬. √. ћеждународное право. ћ.-Ѕерлин: »нфотропик-ћедиа, 2011. —. 684. <10> –еспублика  уба, как и —Ўј, входит в число старейших членов ¬“ќ, участвовавших в разработке и подписании √енерального соглашени€ по тарифам и торговле (√ј““) 1947 г. и затем - ћарракешского соглашени€ 1994 г.

¬ 1975 г. Ўвеци€ воспользовалась ст. XXI √ј““ дл€ введени€ квот на импорт в страну некоторых видов обуви. ¬ ответ на критику со стороны других государств шведское правительство сослалось на то, что "сокращение внутреннего производства стало критической угрозой дл€ чрезвычайного планировани€ экономической защиты Ўвеции как составной части политики безопасности страны. Ёта политика требует поддержани€ минимального внутреннего производственного потенциала в жизненно важных отрасл€х. ѕодобный потенциал об€зателен дл€ обеспечени€ снабжени€ существенными видами продукции, необходимыми дл€ удовлетворени€ базовых потребностей в случае войны или иной чрезвычайной ситуации в международных отношени€х" <11>. -------------------------------- <11> —м.: Analitical Index of the GATT: Article XXI. Security Exceptions. P. 599 - 610 // ќпубликован на официальном интернет-портале ¬“ќ (последнее посещение - 5 ма€ 2013 г.).

¬тора€ группа норм-изъ€тий, разрешающих государствам отступать от своих об€зательств в рамках ¬“ќ, представл€ет собой "общие исключени€", что также €вл€етс€ официальной правовой категорией (ст. XX "ќбщие исключени€" √ј““, ст. XIV "ќбщие исключени€" √ј“—). јналогично исключени€м, относ€щимс€ к безопасности, общие исключени€ позвол€ют государствам в одностороннем пор€дке отступать от любых об€зательств в рамках ¬“ќ, относ€щихс€ к либерализации торговли. ќбщие исключени€, однако, имеют под собой иные мотивы, некоторые из которых также св€заны с поддержанием экономической и иных видов безопасности страны <12>. -------------------------------- <12> ѕо мнению некоторых представителей зарубежной правовой доктрины, общие исключени€, закрепленные в ст. XX √ј““, "имеют наиболее тесную св€зь с суверенитетом, независимостью государства и его индивидуальностью". —м.: Droit du commerce international / Sous la direction de J. Bequin, M. Menjuck. Paris: LexisNexis, 2011. P. 107.

  мотивам (основани€м) общих исключений право ¬“ќ относит следующие: 1) защита общественной морали и общественного пор€дка <13>; -------------------------------- <13> »сключени€ по мотивам защиты общественной морали допускаютс€ как в области торговли товарами, так и в области торговли услугами. Ќапротив, исключени€ по мотивам общественного пор€дка могут использоватьс€ дл€ обосновани€ ограничительных мер только в области торговли услугами. ѕри этом в примечании к ст. XIV √ј“— оговариваетс€, что "исключение, относ€щеес€ к общественному пор€дку, может быть использовано лишь в случа€х, когда существует подлинна€ и достаточно серьезна€ угроза одному из основополагающих интересов общества".

2) защита здоровь€ и жизни людей, животных и растений; 3) защита национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность; 4) обеспечение соблюдени€ законов и других нормативных актов, не противоречащих праву ¬“ќ; 5) обеспечение эффективного взимани€ налогов с поставщиков услуг и исполнение соглашений по избежанию двойного налогообложени€.  роме того, общие исключени€ могут примен€тьс€ дл€ введени€ ограничительных мер в отношении экспорта-импорта отдельных видов продукции, в частности: золота и серебра; предметов, изготавливаемых в местах лишени€ свободы; истощаемых природных ресурсов; сырьевых товаров, необходимых дл€ национальной промышленности. “реть€ группа норм-изъ€тий, действующих в рамках ¬“ќ, может быть названа специальными исключени€ми. ¬ отличие от рассмотренных выше исключений, относ€щихс€ к безопасности, и общих исключений специальные исключени€ дают право государствам отступать только от отдельных об€зательств по праву ¬“ќ, например от об€зательств по устранению количественных барьеров торговле. ќсновани€ специальных отступлений €вл€ютс€ весьма разнообразными, но также могут включать мотивы, пр€мо или косвенно св€занные с обеспечением национальной безопасности. “ак, несмотр€ на общий принцип недопустимости квот и других количественных ограничений товарооборота в рамках ¬“ќ, зафиксированный в п. 1 ст. XI √ј““ "ќбщее устранение количественных ограничений", п. 2 той же статьи разрешает государствам отступать от данного принципа в следующих случа€х: 1) введение временных запретов и ограничений экспорта дл€ предотвращени€ критической ситуации в снабжении продовольственными товарами или другими видами продукции, имеющей существенное значение дл€ государства; 2) введение запретов и ограничений как экспорта, так и импорта, которые необходимы дл€ применени€ правил в области классификации, контрол€ качества или сбыта продукции, предназначенной дл€ международной торговли; 3) введение ограничений на импорт продуктов сельского хоз€йства и рыболовства, когда это необходимо дл€ поддержани€ нормального функционировани€ национального агропромышленного комплекса. —ледующа€ стать€ √ј““ разрешает вводить количественные ограничени€ товарооборота с другими членами ¬“ќ, когда это необходимо дл€ поддержани€ платежного баланса страны (ст. XII √ј““ "ќграничени€, предназначенные дл€ защиты равновеси€ платежного баланса"). ќграничени€ по аналогичным мотивам правомерно могут устанавливатьс€ и в области торговли услугами (ст. XII √ј““ "ќграничени€, предназначенные дл€ защиты равновеси€ платежного баланса"). ѕри этом из-под действи€ правил ¬“ќ о либерализации торговли услугами в рамках ¬“ќ полностью изъ€ты "услуги, предоставл€емые при осуществлении правительственной власти" (ст. I √ј“— "ƒействие и определение"). ¬ области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности каждый член ¬“ќ вправе отказыватьс€ патентовать на своей территории изобретени€, исход€ из таких мотивов, как защита общественного пор€дка и морали, включа€ защиту здоровь€ и жизни людей, животных и растений, охрану окружающей среды (ст. 27 “–»ѕ— "ѕатентуемый объект"). ¬опреки действующему в праве ¬“ќ принципу прозрачности национального законодательства, об€зывающего государства публиковать все законы, подзаконные акты и судебные решени€ в отношении торговых св€зей с другими членами ¬“ќ, государство может отказатьс€ разглашать любые конфиденциальные сведени€ военного и гражданского характера, когда это противоречит его публичным интересам или способно нанести ущерб законным коммерческим интересам хоз€йствующих субъектов (ст. X √ј““ "ѕубликаци€ и применение торговых правил", ст. III. bis √ј“— "–азглашение конфиденциальных сведений", ст. 63 “–»ѕ— "ѕрозрачность"). ¬ качестве разновидности специальных исключений могут рассматриватьс€ и положени€ права ¬“ќ, касающиес€ прин€ти€ государствами мер в области технического регулировани€ (технических регламентов), а также санитарных и фитосанитарных мер. ѕо общему правилу подобные меры должны базироватьс€ на существующих международных стандартах и директивах, исход€щих от универсальных межправительственных и неправительственных организаций (ћеждународна€ организаци€ по стандартизации - »—ќ, " одекс алиментариус", разрабатываемый под эгидой ¬семирной организации здравоохранени€ и ѕродовольственной и сельскохоз€йственной организации ќќЌ, и др.). Ќаличие международных стандартов и директив в то же врем€ не преп€тствует государству "принимать санитарные и фитосанитарные меры, которые €вл€ютс€ необходимыми дл€ защиты здоровь€ и жизни людей и животных или дл€ сохранени€ растений при условии, что такие меры не €вл€ютс€ несовместимыми с положени€ми насто€щего —оглашени€" (ст. 1 "ќсновные права и об€занности" —оглашени€ ¬“ќ по санитарным и фитосанитарным мерам). ¬ том, что касаетс€ технического регулировани€, государство может отказатьс€ следовать международным стандартам, когда они €вл€ютс€ непригодными дл€ достижени€ "легитимных целей", перечень которых закреплен в упом€нутом источнике. Ќа первое место в этом перечне поставлена национальна€ безопасность. ƒругие включенные в перечень легитимные цели также имеют самое пр€мое отношение к защите безопасности государства и его граждан: предотвращение обманных действий, защита жизни, здоровь€ людей, животных и растений, охрана окружающей среды (ст. 2 "–азработка, прин€тие и применение технических регламентов институтами центрального правительства" —оглашени€ ¬“ќ по техническим барьерам торговле). –ассмотренные выше нормы-изъ€ти€ позвол€ют сделать вывод о том, что право ¬“ќ закрепл€ет достаточно широкий спектр исключений, позвол€ющих –оссии и другим членам ¬семирной торговой организации отступать от своих об€зательств по либерализации международной торговли, когда это необходимо дл€ обеспечени€ национальной безопасности как в экономическом, так и в иных аспектах (военна€, информационна€, продовольственна€ безопасность и др.). «на€ о существовании данных исключений, нужно в то же врем€ учитывать, что правомерность их использовани€ в р€де случаев поставлена под действие ограничительных требований, соблюдение которых может провер€тьс€ ќрганом по разрешению споров ¬“ќ по жалобам других членов организации. “ак, во вводных положени€х к ст. XX "ќбщие исключени€" √ј““ и к ст. XIV "ќбщие исключени€" √ј“— оговариваетс€, что любые относ€щиес€ к общим исключени€м односторонние меры членов ¬“ќ не должны €вл€тьс€ "средством произвольной или неоправданной дискриминации" между разными странами либо выступать "замаскированным ограничением международной торговли". ѕредметом проверки со стороны ќргана по разрешению споров ¬“ќ также может служить вопрос о том, насколько необходимым было применение исключений, нельз€ ли было обойтись менее жесткими мерами, которые не так сильно сдерживают международную торговлю. ѕри этом по общему правилу брем€ доказывани€ несет сторона-ответчик. ¬ дальнейшем если сторона-ответчик не исполнит рекомендации ќргана по разрешению споров, то другие члены ¬“ќ получают право применить к ней санкции экономического характера, включа€ повышение таможенных пошлин или введение количественных ограничений на импорт товаров из нее. Ќапример, ≈вропейский союз не смог доказать ќргану по разрешению споров, в который обратились с жалобами на него —Ўј и р€д других американских государств, что введенный власт€ми ≈— запрет стимул€торов роста (гормонов) дл€ домашнего скота действительно необходим дл€ защиты здоровь€ людей от реальных рисков. јпелл€ционна€ инстанци€ ќргана по разрешению споров ¬“ќ признала, что действующий в законодательстве ≈— принцип предосторожности (запрет выпускать на рынок любые продукты, использование которых может представл€ть риск дл€ людей и животных) не €вл€етс€ сам по себе убедительным аргументом. Ќеобходимы доказательства реального вреда гормональных препаратов, которых, с точки зрени€ ќргана по разрешению споров, в арсенале у ≈— не оказалось <14>. -------------------------------- <14> —м.: Rapport de l'Organe d'appel, 16 janvier 1998, Communautes europeennes - Mesures communautaires concernant les viandes et les produits carnes, WT/DS26/AB/R & WT/DS48/AB/R.

ќтказ ≈— исполнить рекомендации ќргана по разрешению споров сначала повлек за собой значительное повышение правительством —Ўј таможенных пошлин на р€д европейских товаров. ѕозднее ≈—, по-прежнему отказыва€сь допускать гормональную продукцию на свой рынок, вынужден был предложить —Ўј компенсацию в виде дополнительного снижени€ торговых барьеров на иные виды американской продукции, экспортируемые в ≈— <15>. -------------------------------- <15> ѕо мнению европейских экспертов, ≈—, крайне озабоченный проблемой защиты здоровь€ собственных граждан, не только откровенно не исполнил рекомендации ќргана по разрешению споров ¬“ќ, но и "не сделает этого никогда". ƒанное обсто€тельство следует учитывать –оссии, если ќрган по разрешению споров ¬“ќ будет выносить в адрес нашей страны рекомендации, исполнение которых €вно шло бы вразрез с основополагающими интересами –оссии, в том числе в области национальной безопасности. —м.: Thouvenin J.-M. Union europeenne et Organisation Mondiale du Commerce // Union europeenne et droit international / Sous la direction de Bengolo-Carabot, U. Candas, E. Cujo. Paris: Editions A. Pedone, 2012. P. 732.

— другой стороны, введенный одним из государств - членов ≈— (‘ранцией) запрет на импорт, экспорт и использование асбеста как вещества, опасного дл€ здоровь€ работников и потребителей, успешно выдержал проверку в ќргане по разрешению споров ¬“ќ. ѕо итогам рассмотрени€ жалобы со стороны  анады апелл€ционна€ инстанци€ ќргана по разрешению споров пришла к выводу, что подобна€ мера на самом деле €вл€етс€ "необходимой дл€ защиты здоровь€ и жизни людей" в значении ст. XX "ќбщие исключени€" √ј““ <16>. -------------------------------- <16> —м.: Rapport de l'Organe d'appel, 12 mars 2001, Communautes europeennes - Mesures affectant l'amiante et les produits en contenant, WT/DS135/AB/R. ѕодробнее см.: Schmied F. Les effets des accords de l'OMC dans l'ordre juridique le l'Union europeenne et de ses Etats membres. Paris: LGDJ, 2012. P. 256 - 257.

»так, вступление –оссии в ¬“ќ и подчинение нашей страны ее интеграционному правопор€дку не €вл€ютс€ преп€тствием дл€ прин€ти€ мер по защите национальной безопасности как в экономическом, так и в других аспектах. –азрабатыва€ и принима€ такие меры, руководство –оссии вполне может опиратьс€ на опыт других членов ¬“ќ, которые в прошлом неоднократно использовали и продолжают использовать нормы-изъ€ти€ права ¬“ќ в цел€х защиты своих сугубо национальных интересов и приоритетов, в том числе в области безопасности общества и граждан. √лавное состоит в грамотном юридическом обосновании подобных мер и умелом доказывании их необходимости, в том числе в случае возбуждени€ против –оссии производства в ќргане по разрешению споров ¬“ќ, что €вл€етс€ совершенно нормальной практикой в отношени€х между членами ¬семирной торговой организации.

Ѕиблиографический список

1. ¬итцтум ¬. √. ћеждународное право. ћ.-Ѕерлин: »нфотропик-ћедиа, 2011. 2.  апустин ј. я. ћеждународные организации в глобализирующемс€ мире. ћ.: –”ƒЌ, 2010. 3. Ўумилов ¬. ћ. ћеждународное экономическое право. ћ.: ёрайт, 2011. 4. Droit du commerce international / Sous la direction de J. Bequin, M. Menjuck. Paris: LexisNexis, 2011. 5. L'Organisation mondiale du commerce et les sujets de droit / Sous la direction de T. Garcia, V. Tomkiewicz. Bruxelles: Bruylant, 2011. 6. Rainelli M. L'Organisation mondiale du commerce. Paris: La Decouverte, 2011. 7. Thouvenin J.-M. Union europeenne et Organisation Mondiale du Commerce // Union europeenne et droit international / Sous la direction de Bengolo-Carabot, U. Candas, E. Cujo. Paris: Editions A. Pedone, 2012.

Ќазвание документа пїњ