пїњ

ќптимальна€ стратеги€ участи€ –оссийской ‘едерации в формировании глобального режима управлени€ ресурсами питьевой воды

( уденеева ё. —.) ("ёридический мир", 2013, N 7) “екст документа

ќѕ“»ћјЋ№Ќјя —“–ј“≈√»я ”„ј—“»я –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»» √ЋќЅјЋ№Ќќ√ќ –≈∆»ћј ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я –≈—”–—јћ» ѕ»“№≈¬ќ… ¬ќƒџ

ё. —.  ”ƒ≈Ќ≈≈¬ј

 уденеева ёли€ —ергеевна, аспирант ћ√»ћќ(”) ћ»ƒ –оссии.

Ќа сегодн€шний день на фоне повышени€ значимости "водного вопроса" в мировой политике водна€ дипломати€ становитс€ важнейшим элементом внешнеполитической стратегии государств. Ѕолее того, очевидно, что в контексте постепенного формировани€ глобального режима в области использовани€ чистой воды большое внимание будет удел€тьс€ водной политике тех стран, которые наиболее обеспечены питьевой водой. Ёто предоставл€ет им ощутимые преимущества перед государствами, испытывающими водный стресс, а также накладывает определенные об€зательства в области не только внешней политики, но и внутренней.

 лючевые слова: управление водными ресурсами, международный режим водопользовани€, гидрополитика, ‘орум "„иста€ вода", Ќѕ "–оссийское водное общество", дефицит чистой воды, международное водное сотрудничество.

Optimal strategy of participation of the Russian Federation in formation of the global regime of management of drinking water resources Yu. S. Kudeneeva

Today in the context of "water issues" rising importance in the world politics water diplomacy is becoming the key element of foreign political strategy of many states. Moreover, water policy of the most water - abundant countries is evident to become the most important while global regime in water use is forging. This provides that countries with obvious benefits that other states do not have due to water stress and obligations both in the field of internal and foreign policy.

Key words: water resources governance, water use international regime, hydropolitics, Forum "Clean water", Russian water association, freshwater deficit, international water cooperation.

–оссийска€ ‘едераци€ обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом, который составл€ет 1/5 общемировых запасов пресной воды. ќбъем возобновл€емых водных ресурсов –оссии составл€ет 10% мирового речного стока (2-е место в мире после Ѕразилии). Ќа территории –‘ находитс€ крупнейшее озеро мира Ѕайкал, которое в 1996 г. было включено в —писок всемирного наследи€ ёЌ≈— ќ. ¬ отличие от многих государств мира, физический дефицит пресной воды не затронет –оссию даже в долгосрочной перспективе. “ем не менее, несмотр€ на наличие значительного водного потенциала, можно констатировать, что на сегодн€шний день в –оссии наблюдаетс€ кризис управлени€ водопользованием.   основным его про€влени€м можно отнести: 1) неравномерное распределение водных ресурсов на территории страны, которое приводит к их дефициту в отдельных регионах; 2) нерациональное использование водных ресурсов; 3) несоответствие качества питьевой воды, потребл€емой значительной частью населени€, гигиеническим нормативам. ¬ целом к ключевым проблемам политического и управленческого характера на водном направлении в –оссии относ€тс€ недостаточное финансирование водной отрасли, нечетка€ нормативно-правова€ база, институциональна€ разрозненность и отсутствие самосто€тельного органа, осуществл€ющего водную политику, а также менталитет населени€, характеризующийс€ отношением к воде как к бесконечному и широко распространенному ресурсу <1>. “ем не менее, несмотр€ на очевидные проблемы водохоз€йственной отрасли –оссии, следует отметить, что за последние п€ть лет произошел р€д позитивных изменений, в частности, оформление нормативно-правовой базы государственной политики в области управлени€ водными ресурсами. Ќа сегодн€ российска€ политика на водном направлении определ€етс€ следующими документами: 1) ¬одный кодекс –‘ <2>; 2) ¬одна€ стратеги€ –‘ <3>; 3) ‘едеральный закон "ќ водоснабжении и водоотведении" <4>, - а также двум€ ‘едеральными целевыми программами: "„иста€ вода" <5> и "–азвитие водохоз€йственного комплекса –‘ в 2012 - 2020 гг." <6>. -------------------------------- <1> Ѕелозеров ¬.  . —трасти по воде // –осси€ в глобальной политике. ћай - июнь 2009 г. N 3. URL: http://www. globalaffairs. ru/ number/n_13209. <2> ¬одный кодекс –оссийской ‘едерации от 3 июн€ 2006 г. N 74-‘«. URL: http://www. rg. ru/ 2006/06/08/voda-kodeks. html. <3> ¬одна€ стратеги€ –оссийской ‘едерации на период до 2020 г. –аспор€жение ѕравительства –оссийской ‘едерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р. URL: http://www. mnr. gov. ru/ regulatory/ detail. php? ID=128717. <4> ‘едеральный закон "ќ водоснабжении и водоотведении" от 7 декабр€ 2011 г. N 416-‘«. URL: http://www. rg. ru/ 2011/12/08/ voda-site-dok. html. <5> ‘едеральна€ целева€ программа "„иста€ вода" на 2011 - 2017 гг. ”тверждена ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 22 декабр€ 2010 г. N 1092. URL: http://fcp. economy. gov. ru/ cgi-bin/cis/fcp. cgi/ Fcp/ViewFcp/View/2013/393/. <6> ‘едеральна€ целева€ программа "–азвитие водохоз€йственного комплекса –оссийской ‘едерации в 2012 - 2020 гг.". ”тверждена ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 19 апрел€ 2012 г. N 350. URL: http://fcp. economy. gov. ru/ cgi-bin/cis/fcp. cgi/ Fcp/ViewFcp/View/2013/403/.

ѕомимо национального запроса на реформирование водохоз€йственного комплекса стимулом к радикальным изменени€м и реализации конкретных мер на водном направлении в –оссии стали внешние угрозы, вызванные повышением опасности вмешательства во внутренние дела страны по причине неадекватного управлени€ ценным ресурсом. ¬ целом проблема нарастающего дефицита пресной воды в мире, св€занна€ с отсутствием эффективных механизмов ее управлени€, представл€ет дл€ –оссии как новые вызовы, так и возможности. ¬о-первых, одним из наиболее актуальных вопросов российской гидрополитики €вл€етс€ управление ресурсами крупнейшего резервуара пресной воды в мире - озера Ѕайкал. ¬ 2008 г. по инициативе √руппы компаний "ћ≈“–ќѕќЋ№" был учрежден ‘онд содействи€ сохранению озера Ѕайкал (‘——ќЅ). ќчевидно, что –оссии необходимо не допустить возникновени€ претензий международного сообщества по поводу управлени€ и сохранени€ экологически благопри€тной обстановки озера Ѕайкал, так как это может крайне неблагопри€тно сказатьс€ на имидже страны на международной арене и ее возможности самосто€тельно управл€ть природными ресурсами. ¬о-вторых, вызовом российской водной дипломатии €вл€етс€ опасность военно-политической, социально-экономической и экологической дестабилизации в соседних с –оссией регионах и странах из-за обострени€ водных противоречий. ¬ частности, уже сегодн€ острый дефицит водных ресурсов наблюдаетс€ в ÷ентральной јзии - зоне традиционных стратегически важных интересов –оссии ввиду геополитических, исторических и экономических причин. ¬одные противоречи€ в приграничных регионах, в том числе в ÷ентральной јзии,  Ќ–, странах ≈— и «акавказь€, требуют от –оссии посто€нного наращивани€ двустороннего и многостороннего сотрудничества. Ќа сегодн€ в стране имеетс€ 70 трансграничных рек. ¬ целом –‘ в рамках водной дипломатии делает акцент на заключении двусторонних соглашений о рациональном управлении и использовании водных объектов. “ак, на 2013 г. ею подписаны дев€ть таких соглашений: с Ѕелоруссией,  азахстаном,  Ќ–, ћонголией, ”краиной, ‘инл€ндией, Ёстонией, јзербайджаном и јбхазией. ¬ соответствии с этими соглашени€ми в большинстве случаев создаютс€ двусторонние комиссии, реализующие сотрудничество в области рационального использовани€ трансграничных объектов. ѕомимо двусторонних соглашений –оссией подписано трехстороннее —оглашение "ќ регулировании водного режима озера »нари" с Ќорвегией и ‘инл€ндией. “аким образом, гидрополитика –оссии характеризуетс€ созданием системы двусторонних договоренностей с преимущественно приграничными государствами о рациональном использовании пресной воды. ¬-третьих, перед –оссией возникает проблема противодействи€ гидротерроризму - использованию водохоз€йственной инфраструктуры в качестве основной мишени террористических групп. ќбычно в этом контексте приводитс€ пример г. ћосквы, котора€ представл€етс€ привлекательной дл€ террористов ввиду общего количества населени€ и его высокой концентрации <7>. -------------------------------- <7> Ѕелозеров ¬.  . —трасти по воде // –осси€ в глобальной политике. ћай - июнь 2009 г. N 3. URL: http://www. globalaffairs. ru/ number/n_13209.

»так, общемировые тенденции в области развити€ методов управлени€ водными ресурсами, а также активный процесс формировани€ глобального режима в области использовани€ пресной воды требуют от –оссии продуманных, грамотных и адекватных действий по формированию внешнеполитической стратегии, направленной на всестороннее участие в системе международного водного сотрудничества как с ведущими международными организаци€ми, так и с государствами. “ем не менее, помимо новых вызовов и угроз, вызванных дефицитом пресной воды в мире, ввиду богатого ресурсного потенциала перед –оссией возникает целый р€д возможностей увеличить свой вес в мировой политике и экономике. “ак, как отмечает ¬. ». ƒанилов-ƒаниль€н, дл€ стран, испытывающих дефицит воды, наиболее эффективным способом ослабить его станет не ввоз воды, а импорт водоемкой продукции, прежде всего зерна <8>. “аким образом, дл€ реализации своего водного потенциала –оссии следует внедр€ть водоемкие технологии. -------------------------------- <8> ƒанилов-ƒаниль€н ¬. ». ¬одные ресурсы –оссии и мир // Ёкологи€ и жизнь. 2009. N 6(91). —. 51 - 53.

Ѕез сомнени€, внедрение водоемких технологий и продажа данной продукции приведет к широкомасштабной перестройке всей мировой экономики. ѕри анализе перспектив выхода –оссии на рынок этих технологий исследовател€ми отмечаетс€, что экспорт водоемкой продукции не только сможет обеспечить масштабные финансовые поступлени€ в бюджет страны, повышение уровн€ ее социально-экономического развити€, но и рост удельного веса –‘ в мировой экономике <9>. ѕомимо экспорта водоемкой продукции, учитыва€ наработки российских предпри€тий оборонной промышленности, –осси€ обладает значительным потенциалом в области создани€ уникальных опреснительных установок, которые позвол€ют получать дистиллированную воду из морской в промышленных объемах. -------------------------------- <9> ѕроблема пресной воды. √лобальный контекст политики –оссии // Ёкспертно-аналитический доклад »нститута международных исследований ћ√»ћќ(”) ћ»ƒ –оссии. ћ√»ћќ-”ниверситет, 2011. 87 с.

 роме этого, наличие значительных запасов пресной воды на фоне ее дефицита в р€де регионов может стать новым организационным ресурсом –оссии нар€ду с посто€нным членством в —овете Ѕезопасности ќќЌ. Ёто возможно при условии активного вовлечени€ –оссии в процесс выработки международно-правовых, институциональных и политических основ глобального режима использовани€ чистой воды, а также координации позиций с другими государствами, богатыми пресной водой ( анадой, Ѕразилией). ¬ целом сегодн€ –осси€ постепенно становитс€ заметным участником процессов международного сотрудничества в области повышени€ эффективности водопользовани€ и предотвращени€ водных конфликтов, что про€вл€етс€ как на официальном, так и неправительственном уровне. “ак, с 2009 г. в –оссии проводитс€ международный форум "„иста€ вода", который традиционно собирает более 2000 участников из различных стран мира. ¬ но€бре 2012 г. прошел третий форум, где обсуждались все вопросы управлени€ пресной водой, его финансировани€.  роме этого, в 2012 г. российска€ делегаци€ не просто впервые прин€ла участие в 6-м ¬семирном водном форуме в ћарселе, но и подготовила одну из наиболее информативных экспозиций. Ѕолее того, по окончании форума –оссийское водное общество выступило с инициативой организации 8-го ¬семирного водного форума в 2018 г.  роме этого, в конце 2013 г. в ћоскве планируетс€ проведение конференции "ћеждународное измерение водной политики –оссии" в рамках 4-го международного форума "„иста€ вода", участниками которой должны стать представители Ќѕ –¬ќ, √осударственной ƒумы, министерств и ведомств –‘, а также таких международных организаций, как ѕ–ќќЌ, ≈Ё  ќќЌ, ≈Ѕ––, ¬семирного банка. “аким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне распространени€ дефицита пресной воды в мире –осси€ активно наращивает усили€ по совершенствованию своей гидрополитики, что неизбежно сказываетс€ на повышении социально-экономического развити€ страны и укреплении ее позиций на международной арене. “ем не менее в стране все еще наблюдаетс€ кризис управлени€ водными ресурсами, что может привести к внешнему вмешательству и попыткам интернационализации регулировани€ водопользовани€ в –‘. »так, проблема нехватки пресной воды в р€де регионов мира как представл€ет дл€ –оссии вызов ее национальной безопасности, так и открывает большие возможности реализации природного потенциала страны. Ёто априори определ€ет необходимость активного участи€ –оссии в процессе формировани€ глобального режима в области управлени€ пресной водой, что потребует от страны проведени€ грамотной и инициативной внешней политики.

—писок литературы

1. ¬одна€ стратеги€ –оссийской ‘едерации на период до 2020 г. –аспор€жение ѕравительства –оссийской ‘едерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р. 2. ¬одный кодекс –оссийской ‘едерации от 3 июн€ 2006 г. N 74-‘«. 3. ‘едеральный закон "ќ водоснабжении и водоотведении" от 7 декабр€ 2011 г. N 416-‘«. 4. ‘едеральна€ целева€ программа "„иста€ вода" на 2011 - 2017 гг. (утверждена ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 22 декабр€ 2010 г. N 1092). 5. ‘едеральна€ целева€ программа "–азвитие водохоз€йственного комплекса –оссийской ‘едерации в 2012 - 2020 гг." (утверждена ѕостановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 19 апрел€ 2012 г. N 350). 6.  онцепци€ внешней политики –оссийской ‘едерации (утверждена ѕрезидентом –оссийской ‘едерации ¬. ¬. ѕутиным 12 феврал€ 2013 г.). 7. Ѕелозеров ¬.  . —трасти по воде // –осси€ в глобальной политике. ћай - июнь 2009 г. N 3. URL: http://www. globalaffairs. ru/ number/n_13209. 8. ƒанилов-ƒаниль€н ¬. ». ¬одные ресурсы –оссии и мир // Ёкологи€ и жизнь. 2009. N 6(91). —. 51 - 53. 9. ѕроблема пресной воды. √лобальный контекст политики –оссии // Ёкспертно-аналитический доклад »нститута международных исследований ћ√»ћќ(”) ћ»ƒ –оссии. ћ√»ћќ-”ниверситет, 2011. 87 с. 10. „ерн€вский —. ». –осси€ и современна€ гидрополитика // ¬естник ћ√»ћќ-”ниверситета. 2011. N 2. —. 25 - 30.

Ќазвание документа пїњ