пїњ

ќрганизаци€ в 2011 г. заключила охотхоз€йственное соглашение с управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности субъекта –‘, согласно которому ей предоставлены в аренду земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на территори€х, определенных соглашением

ќрганизаци€ как охотопользователь об€зуетс€ обеспечивать проведение меропри€тий по сохранению охотничьей инфраструктуры на арендованной территории.

—огласно охотхоз€йственному соглашению организаци€ вправе выдавать физическим лицам разрешени€ на добычу охотничьих ресурсов в пределах установленных квот. ќрганизаци€ заключает платные договоры с охотниками на организацию охоты.

ћногие охотники и рыболовы выполн€ют в пор€дке об€зательного личного трудового участи€ биотехнические, охранно-воспроизводственные и другие работы, св€занные с де€тельностью охотхоз€йства. Ёто дает им право осуществл€ть охоту на закрепленной за организацией территории и пользоватьс€ услугами, оказываемыми организацией, по льготным ценам. ƒл€ некоторых охотников, оказывающих большую помощь охотхоз€йству, услуги оказываютс€ бесплатно.

¬ то же врем€ на закрепленных за организацией охотничьих угодь€х в отдельных случа€х осуществл€ют охоту и пользуютс€ услугами охотники и рыболовы, не участвующие в работах, св€занных с де€тельностью общества. ƒл€ них устанавливаютс€ более высокие цены на охоту (разница в цене превышает 20%).

ћогут ли быть применены в данной ситуации положени€ ст. 40 Ќ  –‘?  аким образом обосновать разницу в цене?

ќтвет: ≈сли организаци€ в 2011 г. заключила охотхоз€йственное соглашение с управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности субъекта –‘ (предоставлены в аренду земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на территори€х, определенных соглашением) и заключает платные договоры с охотниками на организацию охоты, но при этом охотники и рыболовы, которые выполн€ют биотехнические, охранно-воспроизводственные и иные работы, имеют право осуществл€ть охоту по льготным ценам, другие же охотники пользуютс€ услугами по более высоким ценам (разница в цене услуг между охотниками превышает 20%), то дл€ обосновани€ цены оказываемых услуг в соответствии со ст. 40 Ќалогового кодекса –‘ организации целесообразно составить маркетинговую политику и утвердить ее соответствующим организационно-распор€дительным документом. ¬ маркетинговой политике следует, в частности, установить систему скидок (включа€ их размер) дл€ определенных категорий охотников и услови€ их предоставлени€, а в конкретных договорах с охотниками, по нашему мнению, следует указывать величину скидок и услови€ их предоставлени€.

ќбоснование: ѕринципы определени€ цены товаров, работ или услуг дл€ целей налогообложени€ установлены ст. 40 Ќ  –‘. ¬ соответствии с п. 1 данной статьи дл€ целей налогообложени€ принимаетс€ цена товаров, работ или услуг, указанна€ сторонами сделки. ѕока не доказано обратное, предполагаетс€, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

“аким образом, в ст. 40 Ќ  –‘ установлена презумпци€ соответстви€ цены договора уровню рыночных цен и предусмотрены основани€ и пор€док опровержени€ налоговым органом этой презумпции (ѕостановление ѕленума ¬ерховного —уда –‘ N 41, ѕленума ¬ј— –‘ N 9 от 11.06.1999 "ќ некоторых вопросах, св€занных с введением в действие части первой Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации").

¬ соответствии с п. 6 ст. 274 Ќ  –‘ дл€ целей определени€ налоговой базы по налогу на прибыль организаций рыночные цены определ€ютс€ в пор€дке, аналогичном пор€дку определени€ рыночных цен, установленному абз. 2 п. 3, а также п. п. 4 - 11 ст. 40 Ќ  –‘, на момент реализации или совершени€ внереализационных операций (без включени€ в них Ќƒ—, акциза).

—огласно ч. 1 ст. 55 ‘едерального закона от 24.07.2009 N 209-‘« "ќб охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" услуги в сфере охотничьего хоз€йства оказываютс€ на основании договоров возмездного оказани€ услуг в соответствии с гражданским законодательством. ѕунктом 1 ст. 423 √ражданского кодекса –‘ установлено, что возмездным €вл€етс€ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих об€занностей. »сполнение договора оплачиваетс€ по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 √  –‘).

¬месте с тем в определенных случа€х, установленных п. 2 ст. 40 Ќ  –‘, при осуществлении контрол€ за полнотой исчислени€ налогов налоговые органы вправе провер€ть применение цен по сделкам. ќдним из таких случаев €вл€етс€ отклонение более чем на 20% в сторону повышени€ или в сторону понижени€ от уровн€ цен, примен€емых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

ѕунктом 3 ст. 40 Ќ  –‘ установлено, что, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклон€ютс€ в сторону повышени€ или в сторону понижени€ более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исход€ из применени€ рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

–ыночна€ цена определ€етс€ с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 Ќ  –‘. ѕри этом учитываютс€ обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. ¬ частности, учитываютс€ скидки, вызванные маркетинговой политикой.

ќбращаем внимание на то, что в содержании Ќ  –‘ термин "маркетингова€ политика" упоминаетс€ только в ст. 40 Ќ  –‘, при этом ни в тексте Ќ  –‘, ни в других нормативных актах это пон€тие не определено.

¬ п. 3 ѕисьма ћинфина –оссии от 18.07.2005 N 03-02-07/1-190 указано, что дл€ обосновани€ применени€ обычных скидок, перечисленных в п. 3 ст. 40 Ќ  –‘, организаци€ вправе предъ€вить любой документ, обосновывающий применение этих скидок при определении рыночной цены товара, работы или услуги.

  числу таких документов, по нашему мнению, может относитьс€ маркетингова€ политика организации.

»з содержани€ вопроса можно сделать вывод, что при определении цен на услуги в сфере охотничьего хоз€йства организацией фактически предоставл€ютс€ скидки определенным категори€м охотников.

“аким образом, дл€ избежани€ негативных налоговых последствий в организации целесообразно составить маркетинговую политику и утвердить ее соответствующим организационно-распор€дительным документом. ¬ маркетинговой политике следует, в частности, установить систему скидок (включа€ их размер) дл€ определенных категорий охотников и услови€ их предоставлени€.

 роме этого, по нашему мнению, величину скидок и услови€ их предоставлени€ следует отражать в договорах, заключаемых с конкретными охотниками.

Ќо помимо вышесказанного, организации следует учесть, что в соответствии с п. 6 ст. 4 ‘едерального закона от 18.07.2011 N 227-‘« "ќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации в св€зи с совершенствованием принципов определени€ цен дл€ целей налогообложени€" положени€ ст. 40 Ќ  –‘ примен€ютс€ исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 "Ќалог на прибыль организаций" Ќ  –‘ до дн€ вступлени€ в силу указанного «акона, то есть до 01.01.2012.

ƒело в том, что упом€нутым ‘едеральным законом N 227-‘« часть перва€ Ќ  –‘ дополнена разд. V.1 "¬заимозависимые лица. ќбщие положени€ о ценах и налогообложении. Ќалоговый контроль в св€зи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. —оглашение о ценообразовании". —одержание разд. V.1 Ќ  –‘ устанавливает принципы определени€ цен дл€ целей налогообложени€ начина€ с 2012 г.

ѕринима€ во внимание тот факт, что согласно п. 4 ст. 89 Ќ  –‘ по общему пор€дку в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, при проверке сделок предпри€ти€, совершенных до 01.01.2012, налоговые органы будут руководствоватьс€ содержанием ст. 40 Ќ  –‘.

—ледовательно, рекомендации относительно необходимости утверждени€ в организации маркетинговой политики с целью подтверждени€ обоснованности примен€емых цен на услуги в сфере охотничьего хоз€йства в большей степени актуальны в отношении сделок, совершенных организацией до 01.01.2012.

ё. ѕ.ћарченков

 онсалтингова€ группа "ћ»’ј…Ћќ¬ » ѕј–“Ќ≈–џ"

14.02.2012

пїњ