Третьеиюньская политическая система

src="next/

Третьеиюньская политическая система

Название Третьеиюньская политическая система
страница 1/5
Дата конвертации 31.01.2013
Размер 0.75 Mb.
Тип Документы

  1   2   3   4   5

Глава III

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ (1905-1917 гг.)

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Одной из причин Первой российской революции стало противоречие между буржуазным развитием страны и феодальной монархией. Царское правительство пыталось преодолеть возникший «кризис верхов» (см. Документы 18 февраля 1905г.). В ходе Всероссийской Октябрьской политической стачки наступило равновесие сил: пролетариат и крестьянство еще не могли победить, а царизм уже не мог победить. 17 октября Николай II по совету С.Ю. Витте подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» и либеральная буржуазия пошла на союз с правительством. Однако после подавления Декабрьского вооруженного восстания революция пошла на спад, что позволило правительству ограничить Государственную Думу в законодательных правах. Государственный Совет был провозглашен высшей палатой парламента (20февраля). Государственную Думу ограничили в распоряжении бюджетом (8марта).

Следует проследить кому принадлежала законодательная власть (Свод основных законов 23 апреля 1906 г., ст. 1-11, 86, 87, 106-113), сохранял ли император права издавать указы, имеющие силу закона (ст. 87). Кто формировал правительство, чтобы ответить на вопрос стала ли Россия конституционной монархией.

3 июня 1907 г. Николай II совершил государственный переворот: распустил Думу и объявил о созыве III Государственной Думы на основе нового избирательного закона. Но по ст. 87 Основных законов царь не имел права изменять порядок выборов.

III Государственная Дума закрепила союз дворянства и реакционной буржуазии и началась политика бонапартизма. Бонапартизм проявился в политике Наполеона I и Наполеона III во Франции, Бисмарка в Германии, Столыпина, Керенского в России. Основной чертой бонапартизма стало лавирование монархии между интересами различных социальных групп.

Булыгинская дума

После падения Порт-Артура 20 декабря 1904 г. и событий 9 января 1905 г., положивших начало революции, кризис «верхов» проявился с очевидностью в трех правительственных актах, подписанных Николаем вторым 18 февраля 1905 г.: 1) манифесте царя ко «всем верным нашим подданным»; 2) указе сенату; 3) рескрипте на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. …

Манифест призывал … население к содействию царю «словом и делом во святом и великом подвиге одоления упорного врага внешнего, в искоренении в земле нашей крамолы и в разумном противодействии смуте внутренней» «к вящему укреплению истинного Самодержавия».

Указ сенату сообщал, что … совету министров поручалось «сверх дел, ему ныне подведомственных, рассмотрение и обсуждение поступающих на Наше имя от частных лиц и учреждений видов и предположений по вопросам, касающимся усовершенствования государственного устройства и улучшения народного благосостояния». …

… Приводим отрывки из рескрипта Булыгину. …

…Я вознамерился отныне, с Божиею помощью, привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений.

… при непременном сохранении незыблемости основных законов Империи.

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917/Сост.: С.С. Дмитриев, Р.Г. Эймонтова. М., 1970.С. 344-345.

Учреждение Государственной думы [«Булыгинской» — ред.]

6 августа 1905 г.

  1. Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховой самодержавной власти.
  2. Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет …

Из положения о выборах в Государственную думу

6 августа 1905 г.

3. Избрание членов Государственной думы … производится губернским избирательным собранием. … под председательством губернского предводителя дворянства … из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей [необходим имущественный ценз — ст. 16, а следовательно рабочие лишались избирательных прав — ред.]; в) уполномоченных от волостей и станиц. …

6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.

Государственная дума в России: в документах и материалах /Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.32, 39.

Большевики призвали рабочих и крестьян к активному бойкоту булыгинской Думы, и выборы в Думу не производились. Нарастающий подъем революции и Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 года смели Думу (ред.).

Манифест об усовершенствовании государственного порядка

17 октября 1905 г.

… На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе … те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, … .

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей. …

Высочайшее повеление

Государь император высочайше соизволил повелеть председателю комитета министров статс-секретарю графу Витте принять меры к объединению деятельности министров впредь до утверждения законопроекта о совете министров. ” Правительственный вестник“ 18 октября 1905г.

Государственная дума в России: в документах и материалах / Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С. 32, 90, 91.

Избирательный закон 11 (24) декабря 1905 года

Избирательный закон по выборам в Государственную думу, изданный в разгар московского вооруженного восстания 11(24) декабря 1905 г. в отличие от «совещательной» булыгинской Думы предусматривал создание «законодательной» Думы. К ранее установленным куриям — землевладельческой (помещики), городской (буржуазия) и крестьянской — прибавлялась рабочая курия и несколько расширялся состав городских избирателей при сохранении общего числа выборщиков от городской курии. Выборы были не всеобщие. Были лишены права голоса женщины, свыше 2 миллионов мужчин — рабочих мелких предприятий, кочевые народы, военнослужащие, молодежь до 25 лет. Выборы были неравные- 1 выборщик приходился на 2 тыс. избирателей землевладельческой курии, 7 тыс. городской, 30 тыс. крестьянской, 90 тыс. рабочей, т. е. 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.. Выборщики от рабочей курии составляли лишь 4% всех выборщиков в Государственную думу. По рабочей курии к выборам допускались рабочие с предприятий, имевших не менее 50 рабочих. Предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 посылали одного уполномоченного. Крупные предприятия посылали одного уполномоченного от каждой тысячи человек. Выборы были не прямые, а многостепенные. Для рабочих устанавливалась трехстепенная, а для крестьян — четырехстепенная избирательная система. Фактически выборы были не тайные.

О переустройстве учреждения Государственного Совета

(Именной высочайший Указ Правительствующему Сенату от 20 февраля 1906 года)

I

1. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной Российской церкви [6]; б) от губернских земских собраний [по одному от каждого губернского земского собрания- ред.]; в) от дворянских обществ [18]; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов [6]; д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ [12; 6 — от промышленности, 6 — от торговли- ред.].

2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью … не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. … Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.

18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями …

Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 года о составе и устройстве Государственной Думы

III. О членах Государственной Думы.

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. …

23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

V. О предметах ведения Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные на основании установленных правил;

в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; …

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными. …

О порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов

(Именной высочайший Указ Правительствующему Сенату от 8 марта 1906 г.)

I. Проект государственной росписи доходов и расходов вносится одновременно в Государственный совет и Государственную думу. …

16. Если испрошение в порядке, установленном для утверждения росписи, разрешения на производство неотложного расхода (ст. 15) представляется, по краткости времени, в течение коего должен быть произведен расход, невозможным, то необходимый на покрытие такого расхода кредит открывается по постановлению совета министров. О таких ассигнованиях министры … вносят в Государственную думу особые представления. В случае открытия кредитов во время сессии, представления, оправдывающие неотложность упомянутых ассигнований, вносятся, по возможности, до окончания сессии, а во всех прочих случаях — в течение двух следующих за открытием новой сессии месяцев. Изъятия из сего правила допускаются лишь в отношении кредитов, требующих тайны, о коих представления вносятся в Думу по миновании необходимости в сохранении тайны.

17. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам порядком, установленным высочайше утвержденными 26 февраля 1890 года (6609) правилами.

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

(в новой редакции от 23 апреля 1906 г.)

1. Государство Российское едино и нераздельно. …

2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный … .

Глава I. О существе верховной самодержавной власти.

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

5. Особа ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА священна и неприкосновенна. …

7. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

8. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

9. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ в пределах всего Государства Российского.

11. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

12. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. … .

13. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР объявляет войну и заключает мир, … .

14. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР есть Державный Вождь российской армии и флота. …

15. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР объявляет местности на военном или исключительном положении.

16. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ принадлежит право чеканки монеты … .

17. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

19. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. …

20. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР издает непосредственно указы и повеления, как в отношении имуществ, личную Его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых Государевыми, кои, всегда принадлежа Царствующему ИМПЕРАТОРУ, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.

21. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, как главе ИМПЕРАТОРСКОГО дома, принадлежат, согласно Учреждению о ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, распоряжения по имуществам удельным. …

22. Судебная власть осуществляется от имени ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА.

23. ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение … .

Глава VII. О вере.

62. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания. …

63. ИМПЕРАТОР, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной. …

64. ИМПЕРАТОР, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры …

Глава VIII. О правах и обязанностях российских подданных.

76. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. …

77. Собственность неприкосновенна. …

78. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. …

79. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами…

80. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы … .

81. Российские подданные пользуются свободою веры. …

Глава IX. О законах.

86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА…

87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действия такой меры прекращаются, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет. …

Глава X. O Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действия.

98. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созывается указами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА.

99. Продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА.

100. Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам. Общее число Членов Совета, призываемых Высочайшею Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам.

101. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу.

103. Членом Государственного Совета и Членом Государственной Думы одно и то же лицо одновременно быть не может.

104. Состав Членов Государственного Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих Членов по указу ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, коим назначаются и новые выборы Членов Совета.

105. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов распущена указом ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами.

107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издания новых законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ.

108. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.

110. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный Совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

111. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной Думою, признаются отклоненными.

112. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и не удостоившиеся ВЫСОЧАЙШЕГО утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует ВЫСОЧАЙШЕЕ на то повеление.

113. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Государственной Думою, представляются ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ Председателем Государственного Совета.

114. При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим, принятым на себя Российским Государством, обязательствам.

115. Кредиты на расходы Министерства ИМПЕРАТОРСКОГО Двора, вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного Совета и Государственной Думы не подлежат. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обуславливаются постановлениями Учреждения об ИМПЕРАТОРСКОЙ фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам.

116. Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя …

117. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам, в порядке верховного управления … .

118. Государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов, разрешаются порядком, установленным для утверждения государственной росписи доходов и расходов. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 116, а также займы для покрытия расходов, назначаемых на основании статьи 117, размещаются ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ в порядке верховного управления. …

Глава XI. О совете министров, министрах и главноуправляюших отдельными частями

120. Направление и объединение действий Министров и Главноуправляющих отдельными частями по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления, возлагается на Совет Министров на основаниях, в законе определенных.

121. Министры и Главноуправляющие отдельными частями имеют право участия в голосовании в Государственном совете и Государственной думе только в том случае, если они состоят членами сих установлений.

Государственная дума в России: в документах и материалах /Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.90, 91, 104-105, 107, 110, 115-122, 132-133, 135, 141-147; Свод законов Российской Империи. Т. I. Ч. I. СП б., 1906. С. 5-48.

ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

I Государственная Дума работала с 27 апреля (10 мая) 1906 года по 8 (21) июля 1906 г. Председатель — кадет С.А. Муромцев. Большевики объявили бойкот выборам, однако, сорвать выборы не удалось, т.к. уже не было массового революционного подъема. В числе вопросов, обсуждаемых на заседаниях I Государственной Думы, были вопросы о неприкосновенности личности, об отмене смертной казни, о свободе совести и собраний, о равноправии граждан и др. Центральное место занимал аграрный вопрос. В Думе были выдвинуты две основные аграрные программы: законопроект кадетов (42) и законопроект трудовиков («проект 104-х»). В противоположность трудовикам кадеты стремились сохранить помещичье землевладение, допуская отчуждение за выкуп, «по справедливой оценке», лишь тех помещичьих земель, которые обрабатывались преимущественно крестьянским инвентарем или сдавались в аренду.[ред.]

Формула «перехода к очередным делам» на декларацию Совета министров в I Государственной Думе

Принята 13 мая 1906 года

Усматривая в выслушанном заявлении председателя Совета Министров решительное указание на то, что правительство совершенно не желает удовлетворить народные требования и ожидания земли, прав и свободы, которые были изложены Государственной думой в ее ответном адресе на тронную речь и без удовлетворения которых невозможны спокойствие страны и плодотворная работа народного правительства; находя, что своим отказом в удовлетворении народных требований правительство обнаруживает явное пренебрежение к истинным интересам народа и явное нежелание избавить от новых потрясений страну, измученную нищетой, бесправием и продолжающимся господством безнаказанного произвола властей; выражая перед лицом страны полное недоверие к безответственному перед народным представительством министерству и признавая необходимым условием умиротворения государства и плодотворной работы народного представительства немедленный выход в отставку настоящего министерства и замену его министерством, пользующимся доверием Государственной думы … Государственная дума переходит к очередным делам.

Таблица 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ I И II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ПО ПАРТИЯМ

I Дума

Наименование фракций в начале сессии в конце существования Думы II Дума

число депутатов

чел. % чел. % чел. %
Черносотенцы

Октябристы

Торгово-промышленная партия

Умеренно- прогрессивная партия

Прогрессисты

Партия демократических реформ

Члены фракции "мирного обновления"

Автономисты (поляки, литовцы и т. д)

Кадеты

Трудовики

Эсеры

Народные социалисты

Социал-демократы

Беспартийные

Казачья группа

ИТОГО

13
1
2


4

63

153

107

105

448

2,9
0,2
0,4


0,9

14,0

34,1

23,8

23,4



12
14
25
70

161

97

17

103

409



2,4
2,8
5,0
14,0

32,3

19,4

3,5

20,6

22

32


1

76

98

104

37

16

65

50

17

518

10

48

Черменский Е.Д. История СССР. Период империализма: Пособие для учителей. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 1974. С. 182, 201

О роспуске Государственной Думы и о времени созыва таковой в новом составе

Высочайший манифест от 9 июля 1906 года

…Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенство Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно не законным, как обращения от лица Думы к населению.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновению закону и законным властям.

Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочно улучшение нашего быта… Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти …

Да восстановится же спокойствие на земле Русской и да поможет Нам Всевышний осуществить главнейший из Царственных Трудов Наших — поднятия благосостояния крестьянства. Воля Наша к сему непреклонна, и пахарь русский, без ущерба чужому владению, получит там, где существует теснота земельная, законный и честный способ расширить свое землевладение.

Мы же, распуская нынешний состав Государственной Думы, назначили время нового его созыва на 20 февраля 1907 года …

Государственная дума в России: в документах и материалах /Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.160, 182-183.

Выборгское воззвание 10 июля 1906 года. «Народу от народных представителей»

Обращение группы депутатов I Думы — кадетов, трудовиков, социал-демократов, принятое в Выборге в ответ на роспуск Думы. Первоначальный текст написан П.Н .Милюковым.[ред.]

Граждане всей России! Указом 8-го июля Государственная Дума распущена. Когда вы избрали нас своими представителями, вы поручили нам добиваться земли и воли. Исполняя ваше поручение и наш долг, мы составляли законы для обеспечения народу свободы, мы требовали удаления безответственных министров, которые, безнаказанно нарушая законы, подавляли свободу; но прежде всего мы желали издать закон о наделении землею трудящегося крестьянства путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих. Правительство признало такой закон недопустимым, а когда Дума еще раз настойчиво подтвердила свое решение о принудительном отчуждении, был объявлен роспуск народных представителей.

Вместо нынешней Думы правительство обещает созвать другую через семь месяцев. … Целых семь месяцев правительство будет действовать по своему произволу и будет бороться с народным движением, чтобы получить послушную, угодливую Думу, а если ему удастся совсем задавить народное движение, оно не соберет никакой Думы.

Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную Думу. … У вас есть способ добиться этого: правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. … Итак, до созыва народного представительства не давайте ни копейки в казну, ни одного солдата в армию. … Перед единой и непреклонной волей народа никакая сила устоять не может…

Xрестоматия по истории СССР,1861-1917 / Под ред.

В.Г. Тюкавкина. М., 1990. С.327-328

ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

II Государственная Дума работала с 20 февраля (5 марта)по 3 (16) июня 1907 года. Председатель — Ф.А. Головин. Выборы в Думу были непрямые, неравные и проходили в обстановке военно-полевых судов и репрессий. Несмотря на это вторая Дума оказалась по составу левее первой. Причиной этого явилось более ясное и резкое, чем в период первой Думы, размежевание партий…

Однако более левая по составу вторая Дума, ввиду того что революция шла на убыль, была слабее первой. Правые партии во второй Государственной Думе выступали с безоговорочной поддержкой политики самодержавного правительства. Кадеты были готовы к сделке с самодержавием.

В социал-демократической фракции преобладали меньшевики, выступавшие за блок с кадетами. Большевики использовали Думу как трибуну для разоблачения царизма и предательской роли контрреволюционной буржуазии, для провозглашения и пропаганды революционной программы партии, для высвобождения крестьянства из-под влияния либералов и создания в Думе революционного блока представителей рабочего класса и крестьянства.

Центральным вопросом, как и в первой, был аграрный. Дума на своих заседаниях обсуждала бюджет, вопросы помощи голодающим и безработным, вопрос об амнистии.

Когда стало очевидно, что у революции не хватает сил, царское правительство решило разогнать Думу. П.А. Столыпин при помощи царской охранки организовал провокацию, предъявив думской социал-демократической фракции обвинение в том, что она связана с социал-демократической боевой организацией и с социал-демократической военной организацией и в подготовке противогосударственного заговора. 1 (14) июня Столыпин на закрытом заседании Думы потребовал немедленного устранения из нее всей социал-демократической фракции и согласия Думы на арест 16 депутатов социал-демократов. Кадеты согласились на арест руководителей социал-демократической фракции, а вопрос об остальных членах фракции предложили передать в комиссию Думы. Это послужило поводом для разгона Думы и изменения избирательной системы. В ночь на 3 (16) июня 1907 года социал-демократическая фракция была арестована, а 3 (16) июня II Государственная Дума царским указом распущена. Одновременно был издан новый избирательный закон, обеспечивший в III Думе безраздельное большинство землевладельцам и крупной буржуазии. 3 июня 1907 года вошло в историю страны как день контрреволюционного переворота.

Суд над социал-демократической фракцией II Государственной Думы начался 22 ноября (5 декабря) 1907 года. В этот день в знак протеста против произвола царского правительства бастовали рабочие в Москве, Баку, Саратове, Кинешемском и других районах. В Петербурге бастовало 100 тысяч рабочих, а также студенты Лесного, Политехнического, Технологического и др. институтов. Социал-демократическая фракция III Думы огласила в начале заседания протест, в котором разоблачалась антинародная политика самодержавия, и покинула зал заседаний.

Суд над социал.-демократами — депутатами II Думы закончился 1 (14) декабря 1907 года. Из 37 депутатов, арестованных и привлеченных к суду, 17 депутатов было лишено всех прав состояния и сослано на каторжные работы на 4-5 лет с последующим поселением в Сибири, 10 депутатов было лишено всех прав состояния и сослано на поселение в отдаленные сибирские губернии, 10 депутатов оправдано [ред.].

  1   2   3   4   5


Похожие:

Третьеиюньская политическая система icon План конспект урока на основе технологии развития критического мышления по английскому языку в 10 классе на тему: «Политическая система сша»
Цели: формировать лексические навыки чтения и говорения по теме «Политическая система сша»; практиковать учащихся в письме, чтении;…
Третьеиюньская политическая система icon Политическая система Российской Федерации и зарубежных стран
Политическая система Российской Федерации и зарубежных стран: учеб пособие. Уфа: Изд-во угнту, 2009. Ч. 69 с
Третьеиюньская политическая система icon Общая характеристика политической системы российской федерации
«Политическая система – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодействия, которая выполняет функции интеграции…
Третьеиюньская политическая система icon Тест №4 по теме «Политическая система» Верны ли суждения
А в политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы
Третьеиюньская политическая система icon Лекция "Политическая система СССР и электоральная практика" (д и. н., проф., зав каф истории общественных движений и политических партий России исторического факультета мгу л. С. Леонова) (2 уч часа)
Политическая система СССР и электоральная практика (д и н., проф., зав каф истории общественных движений и политических партий России…
Третьеиюньская политическая система icon Политическая структура общества: понятие, функции, структура
Организации, участвующие в завоевании, удержании и использовании власти, являются политическими организациями. Политическая партия…
Третьеиюньская политическая система icon : 316 современная Политическая система и теория постиндустриального общества
Фгоу впо пермская государственная сельскохозяйственная академия им. Д. Н. Прянишникова (г. Пермь, ул. Петропавловская (Коммунистическая),…
Третьеиюньская политическая система icon 54. Политические партии и партийные системы Европы
Политическая система-это совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов…
Третьеиюньская политическая система icon Vii. Советская политическая система в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
Печатается по решению кафедры истории общественных движений и политических партий России исторического факультета ргу
Третьеиюньская политическая система icon Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Российская политическая система как феномен постиндустриальной эпохи и российской политической традиции



Интересно:   %Passed: 46. 3, Sanctioned:!] Results of Successful Candidates (in Order of Merit) Passed in 5 Subjects: 1 (1) atemtakem kerensky agbor

Related posts