Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан

Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан

Название Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан
Дата конвертации 31.01.2013
Размер 141.71 Kb.
Тип Закон
Генеральная прокуратура Российской Федерации

ул. Б. Дмитровка, 15а Москва, Россия, ГСП-3, 125993

Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Зурабову М.Ю.

20.01.2007 № 72/3-10-07

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан

Проверкой, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров субъектов Российской Федерации, выявлены многочисленные нарушения законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

Состояние законности в названной сфере правоотношений остается крайне неудовлетворительным. Органами прокуратуры повсеместно выявлены факты недопоставки уполномоченными фармацевтическими организациями наиболее необходимых лекарственных средств в аптечные учреждения, неправомерного отказа гражданам в отпуске бесплатных лекарственных препаратов, длительного нахождения льготного рецепта на отсроченном обслуживании. Зачастую не соблюдается порядок выдачи рецептов на льготное получение лекарственных

препаратов.

В 2006 году значительно сократилось число лиц, реализующих право на дополнительное лекарственное обеспечение, при одновременном увеличении количества рецептов на одного пациента и удорожании стоимости отпускаемых по ним лекарственных средств.

Средняя стоимость рецепта в 2006 г. увеличилась почти в два раза. По состоянию на 01.01.2007 она составила 549 руб. (в 2005 г. — 269 руб). Количество отказавшихся от набора социальных услуг в 2006 году составило 46 %, на текущий год отказалось уже 50,4% льготников. Несмотря на это, расходы государства на реализацию указанной программы существенно возросли. Если в 2005 г. было отпущено лекарственных препаратов на сумму 41,9 млн. руб., то в 2006 г. — более 71 млн. руб. Одной из причин увеличения расходов государства является завышение цен на лекарства, поставляемые фармацевтическими организациями, по сравнению с установленными предельными ценами на лекарственные средства, отпускаемые отдельным категориям граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

АЕ№ 006277

Генеральная прокуратура РФ №Исорг-72/3-1454-07/

Поставка лекарственных препаратов по завышенным ценам отмечалась прокурором республики Адыгея, где за период с 01.03.2006 по 01.09.2006 провести закупку недопоставленных лекарств за счет собственных средств ГУП «Аптечная база» не представилось возможным в связи с тем, что все поставщики предлагали необходимые лекарственные средства по ценам, превышающим предельные цены возмещения. Аналогичные факты имели место в Нижегородской области.

В ряде случаев цена на препараты, реализуемые в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, на 10-20 % выше рыночных цен в аптечной розничной торговле, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении Росздравнадзором предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 № 769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг» полномочий по регулированию цен на лекарственные средства в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения. В Республике Дагестан, Алтайском крае, Московской области установлены случаи реализации лекарственных препаратов в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения по ценам выше розничных в коммерческих аптеках.

Прокурорами субъектов Российской Федерации большинства регионов отмечается, что лекарственные препараты для обеспечения льготных категорий граждан поставляются фармацевтическими организациями в недостаточном объеме и ассортименте. В Пермском крае, Ростовской и Нижегородской областях установлено, что ООО «Биотек» не в полном объеме выполняет принятые на себя обязательства по обеспечению региональных аптечных складов необходимым количеством и ассортиментом заявленных лекарственных препаратов. Отсутствие в аптеках лекарственных средств, предоставляемых льготным категориям граждан, привело к тому, что граждане вынуждены были самостоятельно приобретать необходимые препараты либо прерывать курс лечения.

Аналогичная ситуация сложилась в Республике Ингушетия, Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, где фармацевтическая компания ЗАО «СИА Интернейшнл ЛТД», являющаяся федеральным дистрибьютором, осуществляет поставку не всех требуемых лекарственных препаратов. Так, в Астраханской области исполнение заявки на противоопухолевые препараты, например, в августе 2006 г. составило 37,5 %. Имеют место случаи поставок указанным обществом некоторых препаратов уже с наценкой, в связи с чем их цена превышает стоимость тех же препаратов, находящихся в свободной продаже.

В Республике Карелия, Белгородской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Омской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Читинской и Ярославской областях основной причиной возникших проблем с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан явилось ненадлежащее выполнение уполномоченной фармацевтической организацией — ЗАО «Фирма Центр внедрения «ПРОТЕК» своих обязательств по поставке лекарственных средств в аптечные учреждения. Заявки указанных регионов удовлетворяются лишь на 50-70 %. По информации

3

Управления Росздравнадзора по Рязанской области, в 2006 году на отсроченном обслуживании в аптечных организациях находилось от 2 до 4 тысяч рецептов по причине отсутствия поставок необходимых лекарственных средств филиалом ЗАО «Фирма Центр внедрения «ПРОТЕК» — «Протек — 6». Несмотря на то что проблемы с поставками в указанной компании продолжаются с 2005 года, ЗАО «Фирма Центр внедрения «ПРОТЕК» вновь было признано победителем конкурса на право осуществления поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, на 2006 год.

Установлены нарушения требований законодательства, обязывающего аптечные учреждения располагать трехмесячным запасом лекарств для обеспечения отдельных категорий граждан согласно Федеральному закону от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В Пензенской области количество необеспеченных льготных рецептов составило около 6 тысяч, а находящихся на отсроченном обслуживании свыше 10 дней — более 2 тысяч. Причинами такой ситуации явились отсутствие необходимых препаратов на складах областного ОАО «Фармация», несоблюдение им сроков подачи заявок на лекарственные средства, ошибки врачей при выписке рецептов. В Хабаровском крае из-за отсутствия лекарственных средств на фармацевтическом складе филиала ЗАО «Роста» срок исполнения отсроченных рецептов составляет от 20 дней до 4 месяцев.

Основная причина недопоставок лекарственных средств- недофинансирование мероприятий по их закупке со стороны Федерального фонда обязательного медицинского страхования и задолженность перед поставщиками за отпущенные льготным категориям граждан медикаменты.

Так, в Республике Адыгея фактическая потребность в финансовых средствах для обеспечения федеральных льготников, проживающих на территории республики, лекарственными средствами, согласно утвержденному перечню на 2006 год, составляет 170 млн. руб., тогда как фактически из федерального центра на эти цели профинансированы расходы на сумму 82,3 млн. руб. В Еврейском автономном округе несвоевременно оплачиваются счета, выставленные к оплате ЗАО «РОСТА». Из 67 млн. руб. на 01.10.2006 оплачено лишь 37 млн. руб. Несвоевременная оплата выставленных счетов связана с отсутствием финансирования, осуществляемого Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Аналогичная ситуация сложилась в Республике Хакасия.

В ряде регионов допускались нарушения порядка выдачи рецептов на льготное получение лекарственных средств (Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика). Усложнение процедуры выписки рецептов гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, привело к росту очередей в поликлиниках. Не везде решены вопросы технического оснащения поликлиник и аптек, что снижает доступность бесплатного лекарственного обеспечения.

Имеют место факты злоупотреблений должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами. Прокуратурой Саратовской области 04.12.2006 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (присвоение или растрата) по факту хищения должностными лицами

000 «Резерв — 98» и ГУП «Саратовский аптечный склад» лекарственных средств, поставленных ЗАО «СИА Интернейшнл ЛТД» в рамках Программы обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан в Саратовской области на 2006 год, на общую сумму 267 тыс. рублей.

Приговором Кушвинского городского суда Свердловской области от 01.03.2006 осуждены по ст. 327 (подделка, изготовление и сбыт поддельных документов) УК РФ участковый терапевт поликлиники города Чусовитин О.С. и медсестра этой же поликлиники Дьячкова О.С, которые с целью последующего использования и сбыта поддельного официального документа вносили в пустые рецептурные бланки на отпуск сильнодействующего лекарственного препарата Теофедрин с проставленными в них печатями и штампами поликлиники заведомо ложные сведения, предоставляющие право на получение указанного препарата.

В настоящее время пресечена деятельность врача-кардиолога поликлиники № 2 муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница № 4» г. Нижний Тагил Свердловской области Глущенко Н.В., который, пользуясь медицинской картой умершего больного, продолжал выписывать рецепты на получение лекарственных средств, в дальнейшем приобретал по ним бесплатно лекарственные препараты и реализовывал их в корыстных интересах. По данному факту в отношении Глущенко Н.В. возбуждено уголовное дело по ст. 159 (мошенничество) УК РФ, по которому в настоящее время проводится предварительное расследование. В Пензенской области выявлены факты выписывания врачами Наровчатской центральной районной больницы рецептов на бесплатный отпуск лекарств гражданам, не имеющим права на их получение, за счет средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения представления прокурора района виновные сотрудники больницы привлечены к дисциплинарной ответственности. В отношении гражданина Романова М.А., использовавшего заведомо подложные документы для получения лекарственных средств, прокурором района расследовалось уголовное дело по ст. 327 УК РФ. Наровчатским районным судом он признан виновным в совершении данного преступления.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о серьезных просчетах в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения. Создавшееся положение во многом связано с ненадлежащим исполнением уполномоченными федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций.

Вопреки требованиям ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которой распределение функций между федеральными органами исполнительной власти входит в компетенцию Правительства Российской Федерации, заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Стародубовым В.И. с превышением своих полномочий 29.12.2004 были утверждены методические рекомендации «Об основных принципах формирования Перечня торговых наименований лекарственных средств в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения», наделившие Росздравнадзор полномочиями по формированию указанного Перечня, что не входит в его компетенцию.

В нарушение п. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно которому указанный перечень лекарственных средств утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказами руководителя Росздравнадзора от 29.12.2004 № 702-ПР/04 и от 04.02.2005 № 168-ПР/04 с превышением компетенции утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. В этом перечне установлены не только торговые наименования лекарственных средств, но и их производители (иностранные и отечественные), т.е. фактически без проведения конкурса определен круг поставщиков (фармацевтических организаций), участвующих в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, что противоречит ст. 7 Закона РСФСР от -22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действовавшего на тот момент, и требованиям Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Вопреки п. 1.5 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30, запретившего федеральным службам осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, приказом руководителя Росздравнадзора от 24.12.2004 № 683-ПР/04 утвержден Регламент установления торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются граждане, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг на 2005 год, содержащий положения нормативного характера.

Кроме того, в нарушение ст. 6.8 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» территориальными органами Росздравнадзора не в полной мере выполняются возложенные на них полномочия по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде бесплатной медицинской помощи, предусматривающей в том числе дополнительное лекарственное обеспечение. В 2006 г. территориальным управлением Росздравнадзора по Тамбовской области не проведено ни одной проверки на данном направлении. Ненадлежащим образом организована деятельность территориальных управлений службы в Республике Чувашия, Воронежской, Камчатской областях.

Наличие существенных проблем в обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан во многом предопределило их выбор на получение денежных компенсаций вместо льготного лекарственного обеспечения. Однако в связи с ростом инфляции и удорожанием лекарств лицам пожилого возраста, тяжело больным людям затруднительно на полученные ими средства приобретать качественные и эффективные препараты, что может негативно сказаться на их состоянии здоровья и вызвать социальное напряжение в обществе.

Устранение указанных в представлении нарушений в нормативно-правовом регулировании дополнительного лекарственного обеспечения не должно привести к нарушению прав граждан и дестабилизации ситуации.

Учитывая, что в соответствии с п. 2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321, Минздравсоцразвития России осуществляет контроль за деятельностью находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРЕДЛАГАЮ:

  1. Рассмотреть настоящее представление и принять исчерпывающие меры к
    устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им
    способствующих.
  2. Усилить контроль за осуществлением подведомственными министерству
    Росздравнадзором и Фондом обязательного медицинского страхования полномочий
    в сфере дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
  3. Привести в соответствие с федеральным законодательством методические
    рекомендации «Об основных принципах формирования Перечня торговых
    наименований лекарственных средств в рамках программы дополнительного
    лекарственного обеспечения», утвержденные 29.12.2004 заместителем Министра
    здравоохранения и социального развития Российской Федерации
    Стародубовым В.И.
  1. Поручить Росздравнадзору обеспечить надлежащий контроль за
    реализацией в субъектах Российской Федерации программы дополнительного
    лекарственного обеспечения, принять меры к недопущению фактов превышения цен
    на лекарственные средства для льготных категорий граждан над рыночными ценами
    в аптечной розничной торговле, а также привести в соответствие с действующим
    законодательством правовые акты в указанной сфере правоотношений.
  2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности
    должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
  3. О результатах рассмотрения представления сообщить в Генеральную
    прокуратуру Российской Федерации в установленный законом месячный срок.


Первый заместитель

Генерального прокурора

Российской Федерации А.Э. Буксман


Похожие:

Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-ти процентной скидкой со свободных цен
Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства…
Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon Постановление от 11 июля 2011 года №206а о бесплатном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области
Порядок бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении отдельных…
Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon Медицинского назначения для обеспечения отдельных
Утвердить Перечень лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан
Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon Постановление Правительства Камчатского края от 23 августа 2012 г. N 385-п "Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Камчатском крае"
Законом Камчатского края от 26. 05. 2009 n 267 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц…
Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon Приказ от 30 декабря 2010 г. N 1079 об утверждении перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для обеспечения
Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства…
Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме
Закупка лекарственного средства Дазатиниб для обеспечения льготных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства…
Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon Приказ от 7 мая 2007 г. N 321 об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами
О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме…
Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем
В соответствии с Законом Тюменской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", в целях социальной…
Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon Постановление от 15 декабря 2004 г. N 178-пк о мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения (в ред постановления Правительства Тюменской области от 25.
В соответствии с Законом Тюменской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области", в целях социальной…
Об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан icon №2. Техническое задание
Наименование предмета контракта: Трамадол для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной…



Интересно:   3 о практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу

Related posts