«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации»

«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации»

Название «конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации»
страница 1/9
Дата конвертации 31.01.2013
Размер 0.76 Mb.
Тип Дипломная работа

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ИМ. П. А. СТОЛЫПИНА
Факультет юриспруденции
Программа высшего профессионального образования

по специальности 021100 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Специализация «Правовое регулирование деятельности органов власти»

Кафедра

Конституционного права
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему

«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Автор работы

студентка дневной формы обучения

Большеданова Екатерина Петровна
Научный руководитель работы

кандидат политических наук

Сергеев Сергей Геннадьевич

Заведующая кафедрой

конституционного права:

кандидат юридических наук, профессор

Комкова Галина Николаевна
Саратов
2002
Содержание

Введение 3

Глава I. Развитие института референдума. 7

1.1Понятие и значение референдума и плебисцита. 7

1.2.Сравнительный анализ института референдума в России и за рубежом. 13

1.3. Референдум в России до принятия Конституции Российской Федерации. 21

Глава II. Правовое регулирование института референдума в России. 26

2.1. Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума. 26

2.2. Федеральное законодательство о референдуме. 28

Глава III. Практика реализации института референдума в субъектах Российской Федерации. 46

3.1. Законодательство субъектов РФ о референдумах. 46

3.2.Референдум как способ волеизъявления населения субъектов РФ. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Введение

В связи с болезненностью и нестабильностью развивающегося в нашей стране процесса демократизации часто слышны упреки на бедность отечественной истории демократическими традициями. Их недостаточностью подчас объясняются все беды сегодняшнего Отечества. Однако дело совсем не в слабостях российских традиций (в том числе и избирательных), а в том, что на протяжении более чем 70 лет эти традиции последовательно игнорировались. По этому поводу удачно высказался С.Егоров: «Поскольку мы выступали в роли созидателей неведомой миру и истории новой советской государственности и демократии, то считали для себя недостойным учиться у кого-либо и чему-либо».1 Упорно не замечалось то, что отдельные институты и принципы различного типа демократической государственности имеют общечеловеческий характер, и то, что «та» история есть предпосылка для существовавшего «коммунистического будущего».

Становление современной российской государственности — крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.

Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная правовая наука считала, что процедура народного го­лосования "создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов"1. Здесь есть известная доля истины: в истории, в том числе недавней, были слу­чаи, когда определённая группировка захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота, либо же подготовленным подобием выборов или ре­ферендума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта. По­мимо того, нужно указать на такие традиционные проблемы не­посредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неразбериха в формулировках, про­блема явки и кворума, проблема осведомлённости голо­сующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несоглас­ного меньшинства, а также новоявленные проблемы по­следнего времени, как-то: не подконтрольность финансо­вых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, об­ман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рек­ламные компании, вмешательство видео и теле-демократии.

Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демокра­тии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет не­мало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

В настоящее время конституции многих государств предусматривают. .возможность или обязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива проведения референдума предоставляется главе государства, правительству, общественным организациям. На общенациональный референдум могут выноситься важнейшие вопросы политической жизни страны — при­нятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена каких-либо действующих законов, вступление страны в международную организацию, присоединение к межгосударственному соглашению.

Латинское слово referendum означает «то, что должно быть со­общено». Родиной референдумов принято считать Швейцарию. На протяжении веков высшим органом власти Швейцарской конфедерации оставались народные собрания кантонов. Не­сколько раз в год собирался выборный парламент конфедерации, но решения его депутатов не имели окончательного характера — они принимались ad referendum, т.е. для сообщения народным собраниям, и только после их одобрения вступали в силу.

В политической практике демократических государств референдум не подменяет, а дополняет механизмы представительной демократии. Совре­менный либерализм не склонен переоценивать референдум как инструмент народовластия, в отличие от радикальных демократов XVIII в. — последова­тельных сторонников идей прямой демократии. Так, Ж.-Ж. Руссо полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы.

Целью работы является раскрытие самого понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление имеющихся правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию механизмов референдума. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1) показать процесс развития института референдума в мировой и отечественной политической и юридической практике;

2) представить, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве;

3) проанализировать практику проведения референдумов в России;

4) дать оценку политической и правой эффективности института референдума в РФ;

5) определить потенциал использования института референдума в процессе становления современной российской государственности.

В процессе исследования использовались как фундаментальные научные труды, так и материалы периодических изданий. Из последних хотелось бы выделить работы исследователей института референдума: Веденеева, Князева, Морозовой, Егорова, Незнамовой.

В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать. Нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа ее искаженной передаче парламентариями.

Интересно:   Курт Воннегут Утопия 14 (Механическое пианино)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


');">Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon 2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация
Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие…
«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon Конституционно-правовые принципы налоговой системы российской федерации
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной…
«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon 1. Принципы российского федерализма предопределяют основы конституционно-правового статуса Российской Федерации, основными элементами которого являются: федеральная учредительная власть; государственный суверенитет; территориальное верховенство России
Конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon 1 конституционно-правовые режимы в сфере стабилизации федеративных отношений
Российской Федерации. Его основой являются принципы федеративных отношений, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство,…
«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon Вопросы к экзамену по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты конституционно – правовых отношений
«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon Руководство Законы и иные нормативные правовые акты (указы, постановления), распоряжения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые
«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon Конституционно правовые основы внешнеэкономических связей субъектов российской федерации и провинций канады: сравнительно-правовой анализ
Охватывают практически все страны. 26 января 2011 г., выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, глава Российского государства…
«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon Конституционно-правовые принципы установления компетенции субъектов Федерации (в рамках предметов совместного ведения)
«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon Порядок предоставления отчетных данных о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденных…
«конституционно-правовые требования к проведению референдумов в российской федерации» icon Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-i "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации,…
Интересно:   Аль-мубаракфури



Related posts