К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз
Название | К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз |
страница | 1/28 |
Дата конвертации | 01.02.2013 |
Размер | 4.83 Mb. |
Тип | Закон |
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 Г. N 19-ФЗ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" проф. В.И. ШКАТУЛЛА Краснов Юрий Константинович, заведующий кафедрой МГИМО, доктор юрид. наук — ст. ст. 40 — 44. Кирилин Алексей Владимирович, заместитель директора Института политологии Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, канд. юрид. наук — ст. ст. 30 — 39. Сытинская Мария Владимировна, юрист — ст. ст. 11 — 29. Шкатулла Владимир Иванович, ведущий научный сотрудник отдела социально-культурного законодательства и социологии права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, канд. юрид. наук — введение, ст. ст. 1 — 10. Цель комментируемого Закона — обеспечить и в том числе установить процедуру реализации права многонационального народа, соединенного общей судьбой (преамбула Конституции РФ), на выбор главы государства, а по существу на выбор направления развития государства. Человек всегда находится перед выбором. С древних времен выбор человека представлялся в виде раздумья перед камнем, за которым были три дороги: направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь. На выборах депутатов Государственной Думы 4-го созыва политические партии, государство предложили народу 23 дороги, но они по-прежнему имеют три направления: налево, направо и прямо по центру. По существу — это 23 возможности развития государства, общества. Из 23 дорог, предложенных партиями, большинство народа выбрало, одобрило 5. В действительности есть множество возможностей для развития государства. Большинство народа сходится в одном — государство должно быть благополучным и процветающим (преамбула Конституции РФ), сильным, конкурентоспособным в условиях XXI в. В то же время государство может быть сильным как при нищем, при средне обеспеченном, так и при богатом и благополучном народе. Одним из показателей уровня жизни народа является минимальная и средняя заработная плата наемных работников. Он обусловлен производительностью труда, политикой государства, а также социальной ответственностью бизнеса. Минимальная заработная плата может быть ниже прожиточного минимума почти в 4 раза, как в декабре 2005 г., равна прожиточному минимуму (2600 рублей), может быть равна 15 тыс. рублей, может быть равна и 30 тыс. рублей, как в некоторых развитых странах. Государство — это разновидность организации. И оно подчиняется законам функционирования и развития организации. Главное требование, которое предъявляет время к нашему государству на весь XXI век, — его конкурентоспособность. Наше государство — социальное. Это означает выполнение государством обязанности обеспечить достойную жизнь каждому гражданину. У человека может быть достойная жизнь, только если есть порядок в доме, а точнее в "пяти домах": 1-й дом — семья; 2-й дом — работа; 3-й дом — населенный пункт, где он живет; 4-й дом — субъект Федерации; 5-й дом — государство. Каждый человек хочет жить в самом лучшем доме, и это возможно, так как у России есть большой потенциал. Отсюда стремление народа сделать наш дом самым лучшим. Человек вынужден тратить энергию для поддержания порядка во всех пяти домах. Порядок — важнейшая общечеловеческая ценность, которую выработало человечество. Порядок складывается из двух элементов: правила, по которым должен жить народ; и реальные правила, по которым осуществляется жизнедеятельность. Причиной низкого качества порядка могут быть неэффективные правила (правила могут быть высокой эффективности, и тогда государство процветает; средней эффективности, и тогда государство занимает среднее место среди других государств; и неэффективные, и тогда государство бедствует). Направления развития государства определены Конституцией РФ. Президент, согласно гл. 4 Конституции РФ, обязан обеспечить функционирование и развитие государства. Государство должно стать развитым. Для этого необходимо совершенствование: народовластия (ст. 3 Конституции РФ); правовой составляющей (ст. 1 Конституции РФ); непосредственной и представительной демократии (ст. ст. 1, 3 Конституции РФ); Федерации (ст. 5 Конституции РФ); социальной направленности (ст. 7 Конституции РФ); республиканской формы правления (ст. 1 Конституции РФ); свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ); государственной власти (ст. 10 Конституции РФ); разделения властей (ст. 10 Конституции РФ); местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ); развития законодательной власти (ст. 10 Конституции РФ); развития исполнительной власти (ст. 10 Конституции РФ); развития судебной власти (ст. 10 Конституции РФ); развития института президентства (ст. ст. 10, 80 Конституции РФ); гражданского общества (ст. 8 Конституции РФ). В Конституции РФ содержится большой потенциал для развития государства, для реализации которого государству может понадобиться не часть XXI, а весь XXI век, а может быть, и XXII век. Развитие государства по направлениям, содержавшимся в Конституции РФ, приведет к тому, что государство станет конкурентным и сможет достойно ответить на все вызовы XXI века. Государство становится конкурентоспособным, если достигнут высокий уровень свободы человека (ст. 18 Конституции РФ). Он обеспечивается, если есть высокий уровень образования; развиты социальная сфера, сферы труда и бизнеса. Огромный потенциал развития страны содержится в сфере образования и в сфере труда. Человек, вступающий в самостоятельную жизнь, обязан иметь такую общеобразовательную и профессиональную подготовку, которая позволит ему обеспечить себе и своей семье достойную жизнь, не обращаясь за помощью к государству. Для этого схема обязательного образования может выглядеть так: обязательное бесплатное полное общее образование (10 классов), а затем обязательное среднее профессиональное образование (ст. 43 Конституции РФ). Такое образование делает человека максимально адаптированным к современному рынку труда. Основным вопросом государственной политики в области образования целесообразно считать уровень обязательного образования для граждан России (см. более подробно: Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. Издание Государственной Думы. 2002 г.). Образование в нашей стране может и должно стать конкурентоспособным на мировых рынках образовательных услуг, на которых можно получить достаточно инвестиций для его функционирования и развития. С 1 февраля 2002 г., даты вступления в силу ТК РФ, страна встала на путь перехода на новые трудовые отношения. Переход на новые трудовые отношения необходим каждой организации страны, включая государственные и муниципальные органы. С помощью эффективного управления трудовыми отношениями, каждая организация может существенно повысить свою конкурентоспособность. Для этого каждой организации целесообразно разработать программу перехода на новые трудовые отношения в трех формах: стратегическую на 20 лет, среднесрочную на четыре года и план действий на один год. Государству целесообразно разработать методические рекомендации по такому переходу для каждого направления экономической деятельности. Для более эффективного управления социальной сферой в русле административной реформы возможно создание единого министерства социального развития. Совершенствование комментируемого Закона может идти по следующим направлениям: 1)включение статьи о его задачах; 2) развитие главы 5 — выдвижение и регистрация кандидатов (ст. ст. 34 — 39); 3) включение новой главы — программы кандидатов. Выборы Президента в России являются самым важным политическим событием в жизни Российской Федерации, исходя из той роли, которую играет Президент в жизни страны. Президент РФ — глава государства. Он — гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Основные направления внутренней и внешней политики государства определяет в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ. Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях как глава государства представляет Президент РФ. Граждане РФ избирают Президента РФ на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется комментируемым Федеральным законом. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Президент РФ: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; в) принимает решение об отставке Правительства РФ; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину РФ; и) формирует Администрацию Президента РФ; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Президент РФ: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; в) назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; ж) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда; з) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент РФ: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом. Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; в) осуществляет помилование. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ: обязательны для исполнения на всей территории РФ; не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент РФ: обладает неприкосновенностью; приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ; прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. В Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) разъясняются стандарты демократических выборов. Государства — участники настоящей Конвенции (далее — Стороны), исходя из целей и принципов Устава Содружества Независимых Государств, подтверждая значение Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, установивших, что полномочия на власть должны основываться на волеизъявлении народа, выраженном в подлинных и периодических выборах, а также документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, других международных организаций о проведении свободных и справедливых выборов, будучи убежденными, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и правовых актов является целью и обязанностью правового государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления и защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием, стремясь способствовать утверждению и совершенствованию демократических систем представительного правления, демократических традиций волеизъявления народа при проведении выборов, осуществлении иных форм народовластия на основе верховенства права и закона, максимального учета национальных и исторических традиций, будучи убежденными, что выборы являются одним из политических и правовых инструментов стабильного гражданского общества и устойчивого развития государства, признавая ценность национального опыта правового регулирования выборов, накопленного государствами — участниками Содружества Независимых Государств, гарантий избирательных прав и свобод человека и гражданина, исполненные решимости обеспечить сочетание общепризнанных стандартов выборов и национальных норм регулирования выборов, избирательных прав и свобод человека и гражданина, а также гарантий их осуществления и защиты, проводить в жизнь положения настоящей Конвенции на основе конституции и национального законодательства и соответствующей государственной политики, стремясь закрепить гарантии для организации общественного и международного наблюдения за выборами в государствах — участниках настоящей Конвенции, согласились о нижеследующем: демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц. Стороны признают, что стандартами демократических выборов являются: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. Право гражданина избирать и быть избранным закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательное регулирование права избирать и быть избранными, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничения избирательных прав и свобод не должно ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер. Назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются на основе конституции и законов. Избранные лица, получившие необходимое число голосов, определенное конституцией, законом, вступают в должность в порядке и сроки, установленные законами, тем самым признавая свою ответственность перед избирателями, и остаются в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется конституцией, законами в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами. Легитимный и публичный характер выборов, защита и реализация избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса обеспечивается судебными, административными и иными средствами защиты. Не допускается какое-либо прямое или косвенное участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц. |
');">Добавить документ в свой блог или на сайт
Похожие:
![]() |
Комментарий к федеральному закону Президента рф, вносившими в него изменения, только с изданием Указа Президента РФ от 10 января 2003 г. N 19 "О признании утратившими… |
![]() |
К федеральному закону российской федерации П 63 Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” / В. Б. Степаницкий…. |
![]() |
Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» Подписной лист в поддержку поправок к Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», предложенных Межрегиональным профсоюзом… |
![]() |
Приложения 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года n 116-фз «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» |
![]() |
Законодательства, но отражает объективную тенденцию развития отрасли, необходимость ее Согласно Федеральному закону РФ "О лекарственных средствах" (ст. 13, п. 1) производство |
![]() |
Vi международная студенческая научная конференция санкт-Петербург, 31 января 6 февраля 2003 года … |
![]() |
Постфактум Соотечественники РФ = Русский мир? Что об этом думают латвийские политики Рф стали поправки к федеральному закону о соотечественниках за рубежом. По этому и другим поставленным на конференции вопросам «Час»… |
![]() |
Профилактика экстремистской деятельности Нко, работая с людьми важно помнить, что деятельность организации должна строго соответствовать Конституции Российской Федерации,… |
![]() |
Федеральный закон … |
![]() |
Постановление от 31 марта 2003 г. N 203 об образовании совета (в ред. Постановлений Губернатора яо от 27. 05. 2003 n 333, от 03. 06. Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, учитывая остроту и значимость вопросов социальной поддержки… |