К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз

К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз

Название К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз
страница 1/28
Дата конвертации 01.02.2013
Размер 4.83 Mb.
Тип Закон

  1   2   3   4   5   6   7   8   9     28

КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 Г. N 19-ФЗ

"О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(постатейный)
Под общей редакцией

проф. В.И. ШКАТУЛЛА
Сведения об авторах:
Борзунова Ольга Александровна, советник государственной службы III класса, канд. юрид. наук — ст. ст. 45 — 88.

Краснов Юрий Константинович, заведующий кафедрой МГИМО, доктор юрид. наук — ст. ст. 40 — 44.

Кирилин Алексей Владимирович, заместитель директора Института политологии Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, канд. юрид. наук — ст. ст. 30 — 39.

Сытинская Мария Владимировна, юрист — ст. ст. 11 — 29.

Шкатулла Владимир Иванович, ведущий научный сотрудник отдела социально-культурного законодательства и социологии права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, канд. юрид. наук — введение, ст. ст. 1 — 10.
ВВЕДЕНИЕ
Выборы Президента — часть избирательной системы в Российской Федерации, часть конституционно-правовых норм, избирательного права.

Цель комментируемого Закона — обеспечить и в том числе установить процедуру реализации права многонационального народа, соединенного общей судьбой (преамбула Конституции РФ), на выбор главы государства, а по существу на выбор направления развития государства.

Человек всегда находится перед выбором. С древних времен выбор человека представлялся в виде раздумья перед камнем, за которым были три дороги: направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь. На выборах депутатов Государственной Думы 4-го созыва политические партии, государство предложили народу 23 дороги, но они по-прежнему имеют три направления: налево, направо и прямо по центру. По существу — это 23 возможности развития государства, общества. Из 23 дорог, предложенных партиями, большинство народа выбрало, одобрило 5.

В действительности есть множество возможностей для развития государства. Большинство народа сходится в одном — государство должно быть благополучным и процветающим (преамбула Конституции РФ), сильным, конкурентоспособным в условиях XXI в. В то же время государство может быть сильным как при нищем, при средне обеспеченном, так и при богатом и благополучном народе. Одним из показателей уровня жизни народа является минимальная и средняя заработная плата наемных работников. Он обусловлен производительностью труда, политикой государства, а также социальной ответственностью бизнеса. Минимальная заработная плата может быть ниже прожиточного минимума почти в 4 раза, как в декабре 2005 г., равна прожиточному минимуму (2600 рублей), может быть равна 15 тыс. рублей, может быть равна и 30 тыс. рублей, как в некоторых развитых странах.

Государство — это разновидность организации. И оно подчиняется законам функционирования и развития организации. Главное требование, которое предъявляет время к нашему государству на весь XXI век, — его конкурентоспособность.

Наше государство — социальное. Это означает выполнение государством обязанности обеспечить достойную жизнь каждому гражданину. У человека может быть достойная жизнь, только если есть порядок в доме, а точнее в "пяти домах":

1-й дом — семья;

2-й дом — работа;

3-й дом — населенный пункт, где он живет;

4-й дом — субъект Федерации;

5-й дом — государство.

Каждый человек хочет жить в самом лучшем доме, и это возможно, так как у России есть большой потенциал. Отсюда стремление народа сделать наш дом самым лучшим. Человек вынужден тратить энергию для поддержания порядка во всех пяти домах.

Порядок — важнейшая общечеловеческая ценность, которую выработало человечество. Порядок складывается из двух элементов: правила, по которым должен жить народ; и реальные правила, по которым осуществляется жизнедеятельность.

Причиной низкого качества порядка могут быть неэффективные правила (правила могут быть высокой эффективности, и тогда государство процветает; средней эффективности, и тогда государство занимает среднее место среди других государств; и неэффективные, и тогда государство бедствует).

Направления развития государства определены Конституцией РФ.

Президент, согласно гл. 4 Конституции РФ, обязан обеспечить функционирование и развитие государства.

Государство должно стать развитым. Для этого необходимо совершенствование:

народовластия (ст. 3 Конституции РФ);

правовой составляющей (ст. 1 Конституции РФ);

непосредственной и представительной демократии (ст. ст. 1, 3 Конституции РФ);

Федерации (ст. 5 Конституции РФ);

социальной направленности (ст. 7 Конституции РФ);

республиканской формы правления (ст. 1 Конституции РФ);

свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ);

государственной власти (ст. 10 Конституции РФ);

разделения властей (ст. 10 Конституции РФ);

местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ);

развития законодательной власти (ст. 10 Конституции РФ);

развития исполнительной власти (ст. 10 Конституции РФ);

развития судебной власти (ст. 10 Конституции РФ);

развития института президентства (ст. ст. 10, 80 Конституции РФ);

гражданского общества (ст. 8 Конституции РФ).

В Конституции РФ содержится большой потенциал для развития государства, для реализации которого государству может понадобиться не часть XXI, а весь XXI век, а может быть, и XXII век.

Развитие государства по направлениям, содержавшимся в Конституции РФ, приведет к тому, что государство станет конкурентным и сможет достойно ответить на все вызовы XXI века.

Государство становится конкурентоспособным, если достигнут высокий уровень свободы человека (ст. 18 Конституции РФ). Он обеспечивается, если есть высокий уровень образования; развиты социальная сфера, сферы труда и бизнеса.

Огромный потенциал развития страны содержится в сфере образования и в сфере труда. Человек, вступающий в самостоятельную жизнь, обязан иметь такую общеобразовательную и профессиональную подготовку, которая позволит ему обеспечить себе и своей семье достойную жизнь, не обращаясь за помощью к государству. Для этого схема обязательного образования может выглядеть так: обязательное бесплатное полное общее образование (10 классов), а затем обязательное среднее профессиональное образование (ст. 43 Конституции РФ). Такое образование делает человека максимально адаптированным к современному рынку труда. Основным вопросом государственной политики в области образования целесообразно считать уровень обязательного образования для граждан России (см. более подробно: Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. Издание Государственной Думы. 2002 г.).

Образование в нашей стране может и должно стать конкурентоспособным на мировых рынках образовательных услуг, на которых можно получить достаточно инвестиций для его функционирования и развития.

С 1 февраля 2002 г., даты вступления в силу ТК РФ, страна встала на путь перехода на новые трудовые отношения. Переход на новые трудовые отношения необходим каждой организации страны, включая государственные и муниципальные органы. С помощью эффективного управления трудовыми отношениями, каждая организация может существенно повысить свою конкурентоспособность. Для этого каждой организации целесообразно разработать программу перехода на новые трудовые отношения в трех формах: стратегическую на 20 лет, среднесрочную на четыре года и план действий на один год. Государству целесообразно разработать методические рекомендации по такому переходу для каждого направления экономической деятельности.

Для более эффективного управления социальной сферой в русле административной реформы возможно создание единого министерства социального развития.

Совершенствование комментируемого Закона может идти по следующим направлениям:

1)включение статьи о его задачах;

2) развитие главы 5 — выдвижение и регистрация кандидатов (ст. ст. 34 — 39);

3) включение новой главы — программы кандидатов.

Выборы Президента в России являются самым важным политическим событием в жизни Российской Федерации, исходя из той роли, которую играет Президент в жизни страны.

Президент РФ — глава государства. Он — гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Основные направления внутренней и внешней политики государства определяет в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ.

Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях как глава государства представляет Президент РФ.

Граждане РФ избирают Президента РФ на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Порядок выборов Президента РФ определяется комментируемым Федеральным законом.

При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.

Президент РФ:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

в) принимает решение об отставке Правительства РФ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину РФ;

и) формирует Администрацию Президента РФ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

в) назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

ж) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;

з) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ:

а) осуществляет руководство внешней политикой РФ;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ:

а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Президент РФ издает указы и распоряжения.

Указы и распоряжения Президента РФ:

обязательны для исполнения на всей территории РФ;

не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ:

обладает неприкосновенностью;

приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ;

прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) разъясняются стандарты демократических выборов.

Государства — участники настоящей Конвенции (далее — Стороны), исходя из целей и принципов Устава Содружества Независимых Государств,

подтверждая значение Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, установивших, что полномочия на власть должны основываться на волеизъявлении народа, выраженном в подлинных и периодических выборах, а также документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, других международных организаций о проведении свободных и справедливых выборов,

будучи убежденными, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и правовых актов является целью и обязанностью правового государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления и защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием,

стремясь способствовать утверждению и совершенствованию демократических систем представительного правления, демократических традиций волеизъявления народа при проведении выборов, осуществлении иных форм народовластия на основе верховенства права и закона, максимального учета национальных и исторических традиций,

будучи убежденными, что выборы являются одним из политических и правовых инструментов стабильного гражданского общества и устойчивого развития государства,

признавая ценность национального опыта правового регулирования выборов, накопленного государствами — участниками Содружества Независимых Государств, гарантий избирательных прав и свобод человека и гражданина,

исполненные решимости обеспечить сочетание общепризнанных стандартов выборов и национальных норм регулирования выборов, избирательных прав и свобод человека и гражданина, а также гарантий их осуществления и защиты, проводить в жизнь положения настоящей Конвенции на основе конституции и национального законодательства и соответствующей государственной политики,

стремясь закрепить гарантии для организации общественного и международного наблюдения за выборами в государствах — участниках настоящей Конвенции,

согласились о нижеследующем:

демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

Стороны признают, что стандартами демократических выборов являются: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

Право гражданина избирать и быть избранным закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательное регулирование права избирать и быть избранными, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничения избирательных прав и свобод не должно ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер.

Назначение, подготовка и проведение выборов осуществляются на основе конституции и законов.

Избранные лица, получившие необходимое число голосов, определенное конституцией, законом, вступают в должность в порядке и сроки, установленные законами, тем самым признавая свою ответственность перед избирателями, и остаются в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется конституцией, законами в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами.

Легитимный и публичный характер выборов, защита и реализация избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса обеспечивается судебными, административными и иными средствами защиты.

Не допускается какое-либо прямое или косвенное участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.
Профессор В.И. Шкатулла
10 января 2003 года N 19-ФЗ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9     28


');">Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon Комментарий к федеральному закону
Президента рф, вносившими в него изменения, только с изданием Указа Президента РФ от 10 января 2003 г. N 19 "О признании утратившими…
К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon К федеральному закону российской федерации
П 63 Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” / В. Б. Степаницкий….
К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации»
Подписной лист в поддержку поправок к Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», предложенных Межрегиональным профсоюзом…
К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon Приложения 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года n 116-фз «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon Законодательства, но отражает объективную тенденцию развития отрасли, необходимость ее
Согласно Федеральному закону РФ "О лекарственных средствах" (ст. 13, п. 1) производство
К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon Vi международная студенческая научная конференция санкт-Петербург, 31 января 6 февраля 2003 года
К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon Постфактум Соотечественники РФ = Русский мир? Что об этом думают латвийские политики
Рф стали поправки к федеральному закону о соотечественниках за рубежом. По этому и другим поставленным на конференции вопросам «Час»…
К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon Профилактика экстремистской деятельности
Нко, работая с людьми важно помнить, что деятельность организации должна строго соответствовать Конституции Российской Федерации,…
К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon Федеральный закон
К федеральному закону от 10 января 2003 Г. N 19-фз icon Постановление от 31 марта 2003 г. N 203 об образовании совета (в ред. Постановлений Губернатора яо от 27. 05. 2003 n 333, от 03. 06.
Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, учитывая остроту и значимость вопросов социальной поддержки…



Интересно:   Нью йорк олбани 1

Related posts

Leave a Comment