Рабочая программа дисциплины «Псефология»

Содержание

Рабочая программа дисциплины «Псефология»

Название Рабочая программа дисциплины «Псефология»
Дата конвертации 01.02.2013
Размер 124.08 Kb.
Тип Рабочая программа
ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Утверждаю:

Проректор по учебной работе

С.Ф. Кожухов
« » 2009 г.

Факультет социальных технологий

Кафедра «Политология»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Псефология»

для студентов специальности 020200 (030201) «Политология»

Сургут, 2009

Программа составлена в соответствии с

  1. Государственным образовательным стандартом для специальности 020200 (030201) «Политология», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000, номер государственной регистрации 49 гум/сп.
  2. Примерной программой учебно-методического объединения НМС по политологии, утвержденной 03.07.2000 г.

Составители программы: д.полит.н., профессор М.Ю. Мартынов _________________

подпись
Рецензент программы: к.ист.н., доцент Г.И.Мартынова _________________________

подпись
Согласование рабочей программы:

Кафедра (факультет)

Дата согласования Фамилия И.О и подпись зав.

кафедрой (декана)

политологии

М.Ю. Мартынов

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры политология
Протокол №____ от _________________ 2009 г.
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Мартынов М.Ю. ___________________________


Программа рассмотрена и одобрена заседанием Учебно-методической комиссии исторического факультета специальность «Политология»

Протокол №_____ от __________________ 2009 г.

Председатель УМК канд.ист.н., доцент Мартынова Г.И. _____________________

  1. Цели и задачи дисциплины.

Целью преподавания дисциплины «Псефология» является изучение закономерностей поведения людей в политических процессах.

Задачей дисциплины является:

  • Раскрыть общие и специфические закономерности политического поведения, политических отношений, политических процессов.
  • Формировать навыки и умения анализировать причины поведения людей в политических процессах.
  • Научить адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном политическом процессе, овладеть навыками прикладных исследований политического поведения социологическими средствами.
  • Развивать интерес к политической деятельности, способствовать политической социализации, гражданскому воспитанию.
  1. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям специалиста.

Курс псефологии, являются частью преподавания студентам-политологам Политической социологии, наряду с курсами Политического анализа и Политического прогнозирования.
В результате изучения дисциплины будущие специалисты должны:

— знать основные понятия политической социологии: политическая власть, политический конфликт, политическая культура, политическая система, группа давления (лобби) и др.; владеть политическим языком;

— иметь представления о закономерностях политического поведения;

— овладеть основами самостоятельного анализа политических фактов, творческого исследования политических событий современности;

— уметь проводить связь раскрываемых в курсе политической социологии теоретических положений с реальными политическими явлениями;

— получить навыки прогнозирования будущего политического развития общества и государства.

  1. Содержание дисциплины:

Раздел 1. Место и роль выборов в политическом процессе. Органы государственного и муниципального управления и выборы.

Цели и функции выборов. Специфика функционирования органов исполнительной власти и выборы. Законодательное регулирование деятельности государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц в условиях выборов. Работа государственных служащих по подготовке и проведению выборов. Пределы "нейтралитета" чиновников в вопросах назначения выборов и в ходе предвыборной кампании. Последовательность действий при организации выборов. Задачи и принципы работы избирательных комиссий. Формирование органов по руководству проведением выборов.
Раздел 2. Предвыборное прогнозирование.

Электоральное поведение как наиболее распространенная в современных условиях форма политического поведения. Участие в голосовании как разновидность политического действия. Абсентеизм как разновидность политического бездействия. Факторы, определяющие поведение избирателя в современных условиях. Пассивные и активные формы электорального поведения. Протестное отношение к выборам и Протестное голосование.

История и результативность прогнозирования исхода выборов. Вариативность предвыборного прогноза, ее причины и пределы. Анализ политической ситуации и предвыборное прогнозирование. Исходные данные и процесс составления прогноза результатов голосования. Анализ итогов выборов. Цели, задачи и виды анализа результатов голосования. Электоральная статистика и анализ изменений, происшедших в политических настроениях и предпочтениях различных слоев общества.

Раздел 3. Возрождение альтернативных выборов и начало формирования институтов республиканской власти в России.

Государственное и политической устройство СССР, провозглашенное Конституцией СССР. Горбачевская реформа политической системы 1988 г. Первые альтернативные выборы (народных депутатов 1989 г.) Начало работы Съезда народных депутатов СССР и верховного Совета СССР. Избирательная реформа в 1989 г. Выборы народных депутатов РСФСР 1990 г. Референдум 17 марта 1991 г. Учреждение поста Президента РСФСР. Августовский конфликт 1991 г. и перенос центра принятия решений в российские органы власти.
Раздел 4. Политические процессы начала 1990-х гг. и конституционный кризис 1993 г. Выборы российского парламента в 1993 г. Региональные выборы.

Перегруппировка политических сил и развитие многопартийности в 1992-1993 гг. Конфликт исполнительной и законодательной власти. Принятие новой Конституции РФ. Выборы депутатов Государственной Думы 1993 г. Выборы членов Совета Федерации 1993. Выборы в Ханты-Мансийском автономном округе в 1991-1993 гг. Реформа организации региональной и местной власти и региональные выборы в конце 1993 и в 1994 г.
Раздел 5. Создание законодательной базы российских выборов и избирательные кампании 1995-1997 гг.

Работа над избирательным законодательством в 1994-1995 гг. Партийное строительство. Избирательная кампания 1995 г. В РФ и Ханты-Мансийском автономном округе. Президентские выборы 1996 г. Региональные выборы. Выборы главы администрации и законодательных органов в Ханты-Мансийском автономном округе. Муниципальные выборы в автономном округе.
Раздел 6. Изменение избирательного законодательства и выборы конца 1990-х гг.

Работа над избирательным законодательством в 1996-1999 гг. Партийное строительство.

Избирательная кампания 1999 г. Ее результаты в автономном округе. Региональные и муниципальные выборы в 1998-1999 г. Муниципальные выборы в автономном округе.
Раздел 7. Президентские выборы 2000 г. и региональные выборы начала 2000 гг.

Выборы Президента РФ 2000. Государственная Дума третьего созыва. Партийное строительство. Региональные выборы 2000-2003 г. Выборы главы субъекта Федерации. Выборы депутатов законодательных органов. Муниципальные выборы в автономном округе.
Раздел 8. Избирательные процессы середины и второй половины 2000 гг.

Выборы Президента РФ в 2004 г. Региональные выборы середины и второй половины 2000 гг. Муниципальные выборы. Избирательная реформа конца 2000 г. Отмена прямых выборов глав субъектов Федерации. Переход к выборам по пропорциональной системе. Другие концептуальные изменения

  1. Тематика практических (семинарских) занятий:

Темы дисциплины Содержание практического занятия
1 Раздел 1. Место и роль выборов в политическом процессе. Органы государственного и муниципального управления и выборы.

Цели и функции выборов. Специфика функционирования органов исполнительной власти и выборы. Законодательное регулирование деятельности государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц в условиях выборов. Работа государственных служащих по подготовке и проведению выборов. Пределы "нейтралитета" чиновников в вопросах назначения выборов и в ходе предвыборной кампании. Последовательность действий при организации выборов. Задачи и принципы работы избирательных комиссий. Формирование органов по руководству проведением выборов.

2 Раздел 2. Предвыборное прогнозирование.

Электоральное поведение как наиболее распространенная в современных условиях форма политического поведения. Участие в голосовании как разновидность политического действия. Абсентеизм как разновидность политического бездействия. Факторы, определяющие поведение избирателя в современных условиях. Пассивные и активные формы электорального поведения. Протестное отношение к выборам и Протестное голосование.

История и результативность прогнозирования исхода выборов. Вариативность предвыборного прогноза, ее причины и пределы. Анализ политической ситуации и предвыборное прогнозирование. Исходные данные и процесс составления прогноза результатов голосования. Анализ итогов выборов. Цели, задачи и виды анализа результатов голосования. Электоральная статистика и анализ изменений, происшедших в политических настроениях и предпочтениях различных слоев общества.

3 Раздел 3. Возрождение альтернативных выборов и начало формирования институтов республиканской власти в России.

Государственное и политической устройство СССР, провозглашенное Конституцией СССР. Горбачевская реформа политической системы 1988 г. Первые альтернативные выборы (народных депутатов 1989 г.) Начало работы Съезда народных депутатов СССР и верховного Совета СССР. Избирательная реформа в 1989 г. Выборы народных депутатов РСФСР 1990 г. Референдум 17 марта 1991 г. Учреждение поста Президента РСФСР. Августовский конфликт 1991 г. и перенос центра принятия решений в российские органы власти.

4 Раздел 4. Политические процессы начала 1990-х гг. и конституционный кризис 1993 г. Выборы российского парламента в 1993 г. Региональные выборы.

Перегруппировка политических сил и развитие многопартийности в 1992-1993 гг. Конфликт исполнительной и законодательной власти. Принятие новой Конституции РФ. Выборы депутатов Государственной Думы 1993 г. Выборы членов Совета Федерации 1993. Выборы в Ханты-Мансийском автономном округе в 1991-1993 гг. Реформа организации региональной и местной власти и региональные выборы в конце 1993 и в 1994 г.

5 Раздел 5. Создание законодательной базы российских выборов и избирательные кампании 1995-1997 гг.

Работа над избирательным законодательством в 1994-1995 гг. Партийное строительство. Избирательная кампания 1995 г. В РФ и Ханты-Мансийском автономном округе. Президентские выборы 1996 г. Региональные выборы. Выборы главы администрации и законодательных органов в Ханты-Мансийском автономном округе. Муниципальные выборы в автономном округе.

6 Раздел 6. Изменение избирательного законодательства и выборы конца 1990-х гг.

Работа над избирательным законодательством в 1996-1999 гг. Партийное строительство.

Избирательная кампания 1999 г. Ее результаты в автономном округе. Региональные и муниципальные выборы в 1998-1999 г. Муниципальные выборы в автономном округе.

7 Раздел 7. Президентские выборы 2000 г. и региональные выборы начала 2000 гг.

Выборы Президента РФ 2000. Государственная Дума третьего созыва. Партийное строительство. Региональные выборы 2000-2003 г. Выборы главы субъекта Федерации. Выборы депутатов законодательных органов. Муниципальные выборы в автономном округе.

8 Раздел 8. Избирательные процессы середины и второй половины 2000 гг.

Выборы Президента РФ в 2004 г. Региональные выборы середины и второй половины 2000 гг. Муниципальные выборы. Избирательная реформа конца 2000 г. Отмена прямых выборов глав субъектов Федерации. Переход к выборам по пропорциональной системе. Другие концептуальные изменения

5. Лабораторный практикум – не предусмотрен программой
6. Курсовая работа не предусмотрена
7. Тематический план учебных занятий по псефологии
а) по дневной форме обучения
Курс четвертый, семестр седьмой

Наименование тем Число часов
всего в том числе
лекций практических занятий Самостоят.

работа

Раздел 1. Место и роль выборов в политическом процессе. Органы государственного и муниципального управления и выборы. 20 6 4 10
Раздел 2. Предвыборное прогнозирование.

19 4 6 9
Раздел 3. Возрождение альтернативных выборов и начало формирования институтов республиканской власти в России. 16 4 4 8
Раздел 4. Политические процессы начала 1990-х гг. и конституционный кризис 1993 г. Выборы российского парламента в 1993 г. Региональные выборы 16 4 4 8
Раздел 5. Создание законодательной базы российских выборов и избирательные кампании 1995-1997 гг.

16 4 4 8
Раздел 6. Изменение избирательного законодательства и выборы конца 1990-х гг. 16 4 4 8
Раздел 7. Президентские выборы 2000 г. и региональные выборы начала 2000 гг. 16 4 4 8
Раздел 8. Избирательные процессы середины и второй половины 2000 гг. 16 4 4 8

135 34 34 67

Общая трудоемкость дисциплины по Рабочему учебному плану – 135 ч.

Аудиторных занятий – 68 ч.

Самостоятельная работа студентов — 67 часов

Форма контроля – экзамен в 7 семестре

Рекомендуемая литература

Скрипкина, Жанна Борисовна. Избирательные системы и технологии: учебное пособие / Ж. Б. Скрипкина .— М. : Вузовский учебник : ВЗФЭИ, 2007 .— 17 с.

Гришин, Н. В. Основы проведения избирательных кампаний / Н. В. Гришин .— М. : РИП-холдинг, 2003 .— 182 с.
Дополнительная литература
Мирошниченко, А. А. Выборы: от замысла до победы (предвыборная кампания в российском регионе) / А. А. Мирошниченко .— М. : Центр, 2003 .— 300с.
Наполитан, Дж. Электоральная игра / Дж. Наполитан ; [Под общ. ред. А. Г. Булычева; Пер. О. А. Булычева и др.] .— М. : Николло М, 2002 .— 398с


');">Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 040400….
Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа дисциплины Специальность 080111. 65 «Маркетинг»
Основы валеологии [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения. Тюмень: гаоу…
Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла студентам…
Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
История экономического развития россии [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень:…
Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла студентам…
Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа дисциплины «Гармония» для специальностей 070102 «Инструментальное исполнительство»
Рабочая программа дисциплины «Гармония» направлена на подготовку специалистов по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»….
Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа учебной дисциплины «физика» по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)…
Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа дисциплины «Фтизиопульмонология»
Настоящая рабочая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных…
Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа дисциплины Актуальные проблемы семейного права Цикл: Направление подготовки: «030900 Юриспруденция»
Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы семейного права» предназначена для магистрантов юридического факультета очной формы…
Рабочая программа дисциплины «Псефология» icon Рабочая программа дисциплины в 01. 02 Органическая химия
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 150400 металлургия (квалификация(степень)"бакалавр"),…



Интересно:   Автографы

Related posts