Как показывает практика, отсутствие системной, закрепленной законодательно, координации всех действующих органов надзора и контроля не позволяет резко повысить эффективность системы охраны труда в России. Также положение усугубляется пробелами действующего трудового законодательства Российской Федерации, его несоответствием сложившимся экономическим и трудовым отношениям, адаптированным мировым сообществом, международным нормам.

Остаются неразрешенными проблемы, связанные с ликвидацией (перерегистрацией) организаций, особенно малого и среднего бизнеса, что делает невозможным  восстановление нарушенных прав граждан. В данном случае проблематично, так как организации ликвидируются без правопреемства в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. В другом случае организации переводят свои активы во вновь созданные организации, при этом, оставляя старые неснятыми с регистрационного учета и таким образом, они продолжают числиться в налоговом органе, но фактически их не существует.

В целях повышения эффективности надзора за соблюдением трудового законодательства необходимо совершенствовать действующее законодательство, что будет способствовать поднятию уровня порядка в сфере труда.

В целях упорядочения и повышения эффективности  государственной политики  в области охраны труда, приказом Минздравсоцразвития России от 26 июля 2007г. № 494  создан Координационный совет по разработке и реализации Программы действий по улучшению условий  и охраны  труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Координационный совет является совещательным органом  Минздравсоцразвития России, рассматривающим важнейшие вопросы подготовки и обеспечения реализации мероприятий  Программы действий по улучшению условий  и охраны  труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Теперь Минздравсоцразвития России разделено на два Министерства и судьба этого органа неясна. Более того, координация на уровне одного ведомства такой разносторонней деятельности как охрана труда явно нерациональна, так как не охватывает всех ответственных за мероприятия государственных органов. Поэтому такой совет лучше создать на межведомственном уровне при Правительстве РФ.

Объективной необходимостью, с целью развития и усовершенствования системы управления охраной труда, приведения ее в соответствие с международной практикой, направленной на эффективное обеспечение безопасности труда на рабочем месте, предупреждения и сокращения количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходима подготовка Программы действий по улучшению условий и охраны труда на среднесрочную перспективу.

Цель разработки Программы – осуществление системного подхода в планировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Фактическое состояние условий и охраны труда в организациях Российской Федерации указывает на необходимость системного подхода к проблеме улучшения условий и охраны труда на основе формирования среднесрочного  планирования.

Программа должна представлять собой комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовых, организационных, исследовательских, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере охраны труда и станет инструментом реализации политики усовершенствования системы управления охраной труда в Российской Федерации.

Программой может в частности предусматриваться дальнейшая поэтапная модернизация СУОТ, что позволит задействовать все уровни управления. Система управления охраной труда на предприятии должна охватывать все сферы деятельности  и эффективно управлять профессиональными рисками производственной деятельности с целью предотвращения их возможных последствий.

В связи с тем, что основой профилактики травматизма и профзаболеваемости на предприятиях и в организациях является действенный ведомственный контроль за условиями труда, разработка и реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, работодателям необходимо предпринимать усилия по созданию и эффективному действию системы управления охраной труда в организации.

Трудовым кодексом РФ (ст. 370) профессиональным союзам предоставлено право на осуществление общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Это право профсоюзам сложно реализовать в полном объеме, в том числе и из-за нежелания работодателя содействовать этому контролю.   Несмотря на то, это содействие общественному контролю является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда и на работодателей возложена ответственность по обеспечению условий для такого контроля в Трехстороннем Соглашении на 2011 — 2013 годы, зачастую именно от работодателя зависит организация такого контроля.

Необходимо признать, что  на предприятиях Российской Федерации отсутствует по разным причинам действенный общественный контроль состояния охраны труда. Сегодня такое положение усугубилось экономическим кризисом, в результате  которого  предприятия попали в сложное положение, когда производства сокращаются, переводятся на условия неполной рабочей недели и т.п.

Работники оказываются в состоянии психологического стресса, связанного с неясной перспективой своего будущего на производстве. Отношение ряда работодателей к профсоюзам, как известно, не всегда лояльное, а организация общественного контроля требует проведения контроля условий и охраны труда на рабочих местах, что совсем не нравиться работодателю. И, конечно же, в такой ситуации у профкомов немало других забот, в том числе, как сохранить численность профсоюзной организации, защитить законные интересы и права работника на достойный труд.

Государственная политика в области охраны труда — страница 71-73
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − десять =