4. Политический институт

Название4. Политический институт
Дата конвертации09.03.2013
Размер94.49 Kb.
ТипДокументы

Тема 4. Политический институт.


Понятийный аппарат: институционализм, неоинституционализм, политический институт, государство, политическая партия.

Большинство политических мыслителей в поисках «правильного правления» обращались к идее политических институтов, как правил, норм и учреждений, регулирующих политическую и социальную жизнь. Качество последней зависит от качества и сущности институтов – таков центральный тезис «good governance». Термин «institutum» в переводе с латинского означает «установление, учреждение, обычай». В основе платоновского «идеального государства» лежали такие установления, как: жесткое деление общества на управляющих и управляемых, лишение управляющих права иметь семью и частную собственность, разнообразные предписания по поводу жизненного уклада, воспитания нового поколения правителей и т.д. Только в том случае, если общество будет беспрекословно следовать этим институциональным установлениям, оно, по мнению Платона, сможет сохранить «идеальное государство», избежать «порчи нравов», которая ведет к деградации общества.

Политические мыслители разных эпох делали акцент на изучение институциональной составляющей политики, ставшей центральной составляющей политической науки. И первый период в истории политической науки (XIX в.) получил название «старый» или «традиционный институционализм».

4.1. Основные положения «институционализма».

Под компонентами, элементами политической системы понимают политические институты. Тем самым, политический институт тесно связан с понятием «политическая система». Политический институт выступает в качестве производной от политической системы общества. В политической науке отсутствует универсальное определение политического института.

Обращаясь к исследованиям политической партии, можно выявить ряд дополнительных свойств, характерных для политического института. Как доказывает Р.Михельс, демократия без организации, в том числе политической, немыслима. Любой класс, который стремится привнести в окружающую действительность часть своей идеологии, «нуждается как в экономической, так и политической организации, в качестве единственного средства для осуществления совокупной воли». Любая политическая организация содержит в себе принцип противоречивости, который состоит, с одной стороны, в ее необходимости, а, с другой стороны, во все нарастающей тенденции олигархизации политической организации. Итак, можно выделить такие черты политического института как:

1. Лидерство или вождизм. Поскольку «даже в глубоко охваченной демократическим духом группе подготовка и осуществление важнейших акций должна оставаться за отдельным индивидом».

2. Профессионализм. Лишь в самом начале создания организации вождь выступает в качестве слуги масс, поскольку в ее основе лежит равноправие всех ее членов. Но с проявлением формальной специализации, которая характерна для любой массовой организации, порождается необходимость в профессиональном руководстве. Вожди, первоначально являющиеся только лишь исполнителями воли масс, становятся все более независимыми.

3. Признание организации. Именно с ее признанием завершается разделение любой организации на руководящее меньшинство и руководимое большинство.

В работе Р.Михельса прослеживается четкая взаимосвязь этих трех признаков, которая состоит в том, что постоянной организации требуется как «по формальным, так и по тактическим причинам постоянные вожди. Постоянные вожди не появляются до тех пор, пока организация остается неоформленной... Чем более постоянную форму с развитием современных политических партий принимает организация, тем больше случайные вожди заменяются профессиональными. Любой крупный партийный аппарат нуждается в круге лиц, занятых исключительно его обслуживанием».

В этом же аспекте интересна позиция А.Грамши, который считает, что для существования партии необходимо добиться, по крайней мере, слияния воедино трех основных элементов:

1) Наиболее распространенные элементы - обычные средние люди. Их вклад состоит не в привнесении творческого духа или духа высокой организации, а в их дисциплинированности и преданности... Они представляют собой силу постольку, поскольку есть кому обеспечить их централизацию, организацию и дисциплинированность...

2) Основной связующий элемент, который осуществляет “централизацию в национальном масштабе и делающий эффективной и мощной совокупность тех сил, которые, будучи представлены самим себе, оказались бы равными нулю или немногим больше того.

3) Средний элемент соединяет между собой первый и второй. Он должен установить контакт между ними не только в «физическом», но также в нравственном и духовном отношениях.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что понятие «политический институт» может применяться к следующим общественным образованиям:

1. это обязательно организация, в которой имеют место отношения субординации и координации;

2. целью данной организации является борьба за власть или за какую-то ее долю или удержание власти;

3. это объединение предполагает коллективную ответственность за совершенные действия;

4. политический институт в большей или меньшей степени должен обладать общественной поддержкой, т.е. легитимностью.

Среди политических институтов можно выделить государство, политические партии, массовые общественные организации.

4.2. Происхождение и сущность государства как политического института.

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти.

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

Длительное время отсутствовало содержательное и терминологическое разграничение понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения государства особый термин "стато".     Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провел Гегель, отдав безусловный приоритет последнему.     Традиция отождествления общества и государства сохраняется и поныне, но уже не в теоретическом, а обыденном сознании. Часто термин "государство" используется в одном смысле с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество. Надо помнить, что в этой лекции мы рассматриваем государство как институт политической власти, в отличие от государства - страны.

Признаки государства:   

  1. Наличие права. Гражданами признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления.
  2. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых властей внутри страны или других государств.
  3. Отделение публичной власти от общества. Государство - особая управляющая система, руководящая всеми сферами общественной жизни и опирающаяся на силу закона и аппарат принуждения.
  4. Монополия на легальное применение силы.
  5. Право на взимание налогов и сборов.

Теории по происхождении государства:

    1. Теократическая концепция. Cвязывает возникновение государства с божьим установлением.


  1. Патриархальная теория (Р. Фильмер). Предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в общности и государства.
  2. Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо). Выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Российская история знает примеры подобных соглашений между населением древнерусских городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. При нарушении соглашения и в случае недовольства населения княжеским правлением князь отстранялся от власти.
    1. Теория завоевания. Объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими.

    2. Психологическая теория. Видит корни государства в идее, рожденной человеческим гением.

    3. Социально-экономическая концепция возникновения государства. Занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела общества на классы. Но государство отомрет с исчезновением классов. Однако история и современность не дают оптимистических оснований надеяться на отмирание государства, и суждение об отмирании государства в бесклассовом обществе можно считать лишь гипотезой.


Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем:

1. Властные системы:

органы законодательной власти;

органы исполнительной власти;

органы судебной власти.

2. Надзорно-контрольные органы:

прокуратура;

полиция, милиция;

таможня служба, таможенные органы;

налоговая инспекция и налоговая полиция;

счетная палата;

органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).

3. Органы защиты:

вооруженные силы;

национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;

органы безопасности;

пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.

Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

   Внутренние функции государства:

    1. Политическая, которая включает:

обеспечение политической стабильности;

осуществление властных полномочий;

выработка политического курса.

    2. Экономическая - организация, координация и регулирование экономических процессов.

    3. Правовая , которая включает:

создание и установление правовых норм;

обеспечение правопорядка;

регулирование общественных отношений и поведения граждан;

охрана общественного строя от экстремизма.

    4. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики:

исполнение решений;

формирование государственного управленческого аппарата и его использование;

контроль за исполнением законов;

координация деятельности различных субъектов политической системы.

    5. Социальная - удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т.д.).

    6. Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан.

   Внешние функции государства.

    1. Внешнеполитическая, которая включает:

сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах;

обеспечение участия государства в международных организациях.

    2. Оборонительная - обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.

Таким образом, государство - это сложный, многофункциональный организм, имеющий многовековую историю и постоянно развивающийся. Наряду с политикой и властью государство является объектом изучения политологической науки. Государственный аппарат, как институт политической власти, имеет много типов, но функционирует на основе общих законов и закономерностей.

Похожие:

4. Политический институт iconУрок 25 Политический статус личности
П о н я т и я: политический статус личности, демократическая политическая культура, политический лидер, политическая роль, популизм,...
4. Политический институт iconКурсовая работа
...
4. Политический институт iconРабочая программа дисциплины (модуля) Политический лоббизм Направление подготовки 030200 «Политология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр политологии Форма обучения Очная Саратов,
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Политический лоббизм»
4. Политический институт iconРоссийского-грузинская война: предыстория нынешнего кризиса и политический анализ событий на Кавказе
Муках. Эксплуатируя массовое недовольство падением уровня жизни и централизаторской политикой Москвы, во главе страны встал Звиад...
4. Политический институт iconПрограмма учебной дисциплины «Политические отношения и политический процесс в современной России»
Программа предназначена для студентов 1 курса магистерской программы "Политические институты и политические инновации" по направлению...
4. Политический институт iconПерерастет ли экономический кризис в Португалии в политический?
Заголовок = Перерастет ли экономический кризис в Португалии в политический? часть 2
4. Политический институт iconПрограмма дисциплины «политические отношения и политический процесс в современной россии (современная российская политика)» Для направления 030200. 62 Политология
«политические отношения и политический процесс в современной россии (современная российская политика)»
4. Политический институт iconПравительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. №1694-р
«Институт прикладной экологии Севера», федерального государственного научного учреждения «Научно-исследовательский институт математики...
4. Политический институт iconИнститут выдачи преступников в системе международного уголовного права
Пройдя тысячелетия своего развития, институт выдачи преступников обрел стройную систему норм и принципов. Будучи целостным по форме...
4. Политический институт iconИстория России без всяких прикрас. От Рюрика до тандема. (Историко-политический памфлет) главы 1-91 смотрите на
История России без всяких прикрас. От Рюрика до тандема. (Историко-политический памфлет)