пїњ

“епло ли тебе, потребитель?

(ћати€щук —.) ("Ё∆-ёрист", 2014, N 3) “екст документа

“≈ѕЋќ Ћ» “≈Ѕ≈, ѕќ“–≈Ѕ»“≈Ћ№?

—. ћј“»яў” 

—ветлана ћати€щук, доктор юридических наук, доцент, г. Ќовосибирск.

≈сли отсутствует установленна€ в законном пор€дке схема теплоснабжени€, организаци€, не обладающа€ статусом единой теплоснабжающей организации, не об€зана заключать договор поставки тепловой энергии с другой теплоснабжающей организацией в соответствии с нормами √  –‘ о публичном договоре. Ќо это лишь одна из позиций, выработанных судами. –асскажем и о других, существующих в противоречивой судебной практике.

 оллизии судебных подходов

¬ судебной практике перва€ позици€ основываетс€ на том, что вопрос о понуждении организации, не обладающей статусом единой теплоснабжающей организации, к заключению договора на поставку тепловой энергии должен разрешатьс€ с учетом необходимости соблюдени€ баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечени€ недискриминационных и стабильных условий осуществлени€ предпринимательской де€тельности на рынке тепловой энергии (подп. 5 и 7 ч. 1 ст. 3 ‘едерального закона от 27.07.2010 N 190-‘« "ќ теплоснабжении" (далее - «акон о теплоснабжении). ¬ случае если едина€ теплоснабжающа€ организаци€ в установленном законом пор€дке уполномоченным органом не определена, к правоотношени€м сторон подлежат применению общие нормы о публичном договоре. ѕри этом необходимо учитывать утвержденную регулирующим органом схему тарифного регулировани€ де€тельности участников спора <1>. -------------------------------- <1> ѕостановлени€ ‘ј— «—ќ от 09.10.2012 по делу N ј70-12695/2011; «—ќ от 26.12.2012 по делу N ј27-19889/2011; «—ќ от 14.12.2012 по делу N ј27-6786/2012.

¬ соответствии со второй позицией на основании положений ст. ст. 426, 539 √  –‘ и ст. 15 «акона о теплоснабжении у теплоснабжающей организации отсутствует об€занность заключить с другой теплоснабжающей организацией договор энергоснабжени€, который €вл€етс€ публичным только дл€ единой теплоснабжающей организации. –азреша€ спор, суд пришел к выводу о том, что отсутствует техническа€ возможность исполнени€ договора, поскольку истец имеет опосредованное присоединение к источнику тепловой энергии, вследствие чего не может быть определена точка поставки тепловой энергии <2>. -------------------------------- <2> ѕостановление ‘ј— ¬¬ќ от 08.06.2012 по делу N ј11-1374/2011.

¬ 2010 году «аконом о теплоснабжении внесены серьезные изменени€ в договорное регулирование отношений, св€занных со снабжением потребителей тепловой энергией. ¬ частности, на смену договору энергоснабжени€ пришли договор теплоснабжени€, договор оказани€ услуг по передаче тепловой энергии, договор поставки тепловой энергии и др. “ем самым изменена система субабонентских отношений, закрепленна€ в І 6 главы 30 √  –‘, котора€ была заимствована из советского права. » как следствие, дл€ заключени€ договора теплоснабжени€ (равно как и договора поставки энергии) теперь не имеет никакого значени€, опосредованно или непосредственно присоединены энергопотребл€ющие установки потребител€ к источнику тепловой энергии.

ѕубличный или нет?

Ќа практике очень часто возникает вопрос: подпадают ли под действие договора теплоснабжени€ отношени€, св€занные с приобретением тепловой энергии с целью возмездной передачи ее потребител€м, у другой теплоснабжающей организации? –егламентаци€ этих отношений осуществл€етс€ с использованием договора поставки тепловой энергии (мощности), который €вл€етс€ разновидностью договора теплоснабжени€. ѕри этом договор поставки энергии носит публичный характер только в отношении единой теплоснабжающей организации, на остальные случаи распростран€етс€ принцип свободы договора. Ќеобходимо учитывать, что создаетс€ едина€ теплоснабжающа€ организаци€ только при определенных услови€х. —тать€ 12 «акона о теплоснабжении закрепл€ет возможность отказа от регулировани€ тарифов в сфере теплоснабжени€, другими словами, закрепл€етс€ возможность формировани€ некоей конкурентной среды на рынке тепловой энергии. ¬ случа€х когда состо€ние рынка тепловой энергии не соответствует определению естественной монополии, например при наличии нескольких теплоснабжающих организаций в одной системе теплоснабжени€, может быть осуществлен переход в состо€ние конкурентного рынка тепловой энергии, то есть применение свободных (нерегулируемых) цен на тепловую энергию. ƒл€ защиты интересов населени€ одной из таких теплоснабжающих организаций должен быть присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

ќсобенности статуса единой теплоснабжающей организации

ѕунктом 7 ѕравил организации теплоснабжени€ в –оссийской ‘едерации, утвержденных ѕостановлением ѕравительства –‘ от 08.08.2012 N 808, установлены критерии определени€ единой теплоснабжающей организации, к которым относ€тс€: - владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сет€ми с наибольшей емкостью в границах зоны де€тельности единой теплоснабжающей организации; - размер собственного капитала; - способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжени€ в соответствующей системе теплоснабжени€. ƒл€ определени€ указанных критериев уполномоченный орган при разработке схемы теплоснабжени€ вправе запрашивать у теплоснабжающих организаций соответствующие сведени€. ¬ ходе проводимых преобразований на рынках электрической и тепловой энергии пон€тие "энергоснабжающа€ организаци€" стало родовым по отношению к вновь создаваемым субъектам, осуществл€ющим производство и (или) реализацию энергии.   числу последних на рынке тепловой энергии относитс€ едина€ теплоснабжающа€ организаци€, а на розничных рынках электрической энергии - гарантирующий поставщик. » едина€ теплоснабжающа€ организаци€, и гарантирующий поставщик представл€ют собой особую сбытовую коммерческую организацию, об€занную заключить договор с любым обратившимс€ к ней потребителем либо лицом, действующим от имени и в интересах потребител€, но при условии нахождени€ энергопотребл€ющих установок потребител€ в данной системе энергоснабжени€. ÷елью создани€ единой теплоснабжающей организации и гарантирующего поставщика €вл€етс€ обеспечение надежного и бесперебойного снабжени€ энергией населени€, объектов жизнеобеспечени€ и стратегических объектов в необходимом им объеме и т. п. (ст. 15 «акона "ќ теплоснабжении"). ѕри этом необходимо учитывать, что согласно ст. 2 «акона "ќ теплоснабжении" присвоение статуса единой теплоснабжающей организации осуществл€етс€ на основании соответствующего решени€ федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжени€, или на основании соответствующего решени€ органа местного самоуправлени€. ¬месте с тем к иным энергосбытовым организаци€м относ€тс€ коммерческие организации, осуществл€ющие в качестве основного вида де€тельности реализацию произведенной или приобретенной энергии. ¬ отличие от де€тельности единой теплоснабжающей организации их де€тельность не подлежит детальной регламентации государством. ќсновна€ цель создани€ этих субъектов - содействовать определенной конкуренции в секторе сбыта энергии (свобода договора, нерегулируемые (свободные) цены на тепловую энергию и т. п.). —удебна€ практика показывает, что нередки случаи, когда регулирующий орган по предложению теплосетевой организации, котора€ не осуществл€ет выработку энергии, принимает решение об утверждении дл€ нее тарифа на тепловую энергию. —оответственно она обращаетс€ к теплоснабжающей организации, не обладающей статусом единой теплоснабжающей организации, с требованием о понуждении заключить договор поставки теплоэнергии <3>. ѕри разрешении подобных споров суды исход€т из того, что производство и поставка тепловой энергии €вл€ютс€ основным видом де€тельности теплоснабжающей организации, договор поставки теплоэнергии при условии отсутстви€ утвержденной в установленном законом пор€дке схемы теплоснабжени€ €вл€етс€ публичным. -------------------------------- <3> ѕостановлени€ ‘ј— «—ќ от 09.10.2012 по делу N ј70-12695/2011; «—ќ от 26.12.2012 по делу N ј27-19889/2011; «—ќ от 14.12.2012 по делу N ј27-6786/2012.

–ассматриваемый подход содержит р€д изъ€нов. ѕрисвоение статуса единой теплоснабжающей организации осуществл€етс€ только в административном пор€дке и при условии возможности формировани€ некоей конкурентной среды в определенной системе теплоснабжени€. ј утверждение тарифов на тепловую энергию дл€ сетевой организации, котора€ не осуществл€ет выработку энергии, противоречит самой идее разделени€ субъектов теплоэнергетики по видам де€тельности (производство, передача и сбыт). “ака€ ситуаци€ может привести к тому, что люба€ сетева€ организаци€, не владеюща€ на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, сможет претендовать на получение статуса теплоснабжающей организации и предъ€вл€ть требование о понуждении заключить договор поставки тепловой энергии, который в силу пр€мого указани€ закона €вл€етс€ публичным только в отношени€х с единой теплоснабжающей организацией. ”читыва€ изложенное, можно сделать следующий вывод: если едина€ теплоснабжающа€ организаци€ в установленном законом пор€дке уполномоченным органом не определена, к правоотношени€м сторон подлежат применению общие нормы о публичном договоре только при условии возможности формировани€ некоей конкурентной среды в определенной системе теплоснабжени€.

------------------------------------------------------------------

Ќазвание документа пїњ