пїњ

»ррациональное в рациональном: приход "современного" права

(»саев ». ј.) ("»стори€ государства и права", 2013, N 16) “екст документа

»––ј÷»ќЌјЋ№Ќќ≈ ¬ –ј÷»ќЌјЋ№Ќќћ: ѕ–»’ќƒ "—ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ√ќ" ѕ–ј¬ј <*>

». ј. »—ј≈¬

»саев »горь јндреевич, заслуженный де€тель науки –оссийской ‘едерации, заведующий кафедрой истории государства и права ћосковского государственного юридического университета имени ќ. ≈.  утафина, доктор юридических наук, профессор.

¬ статье рассматриваютс€ идеолого-правовые проблемы периода –енессанса и –еформации. ѕравовые идеи протестантизма и кальвинизма наиболее €рко представл€ли сочетание рациональных и иррациональных элементов как в политике, так и в праве. ѕобеда рационализма сопровождалась возрождением мистических и магических представлений, свойственных еще средневековью. »стори€ правовых идей представл€ет собою сложный и неоднонаправленный процесс.

 лючевые слова: рациональное, иррациональное, правосознание, закон, справедливость, норма, кодификаци€, правопор€док, власть, насилие.

The article concerns ideology-law problems of the periods of Renaissance and Reformation. The legal ideas of Protestantism and Calvinism the most brightly represented the combination of rational and irrational elements both in politics and in law. Victory of rationalism was followed by renaissance of mystic and magic perceptions characteristic for the Middle Ages. The history of legal ideas represents a complex and controversial process.

Key words: rational, irrational, legal conscience, law, justice, norm, codification, legal order, power, violence.

ѕсихической установкой, характерной дл€ ¬озрождени€, было стремление к конкретности и одновременное стремление охватить жизнь во всей ее полноте. Ќоминализм, свойственный этому типу мышлени€, своими истоками восходил еще к ‘ранциску јссизскому (у которого, как утверждал „естертон, не было и следов пантеизма), дл€ которого цельна€ и абстрактна€ "природа" не существует, он знал только конкретные и отдельные сущности и вещи - "брата —олнце", "сестру ¬оду", "брата ќгонь" и т. п. ‘ранцисканские авторитеты ƒунс —кот и ќккам закрепили номиналистическую традицию. ѕротестантизм прин€л эту идею. » дл€ Ћютера, и дл€  альвина Ѕог €вл€етс€ личностью, а не принципом и не "высшим пон€тием". Ќо учение  альвина о признаках избранничества и его теори€ предопределени€ сделали божество злым деспотом: "Ѕог  альвина и ÷вингли... по своему духу напоминает человека –енессанса" с его "демоническим" влечением следовать единственно своей дорогой, т. е. своему жизненному импульсу: такой Ѕог легко мог переродитьс€ в слепую, стихийную мировую субстанцию - чистую волю (ѕ. Ѕицилли). »де€ ¬озрождени€ заключалась в стремлении и способности найти в жизни не нечто новое, но нечто вечное. Ёта цель у реформаторов была заменена идеей пути и методом поиска, предельно общим и формальным. Ќо идеи спасени€ и избранности требовали соответствующей активности и де€тельности, - с этим был св€зан откровенно де€тельный характер протестантизма, воздействующего на "природу" и в итоге торжествующего над природным законом. ¬с€ка€ власть рождаетс€ из успеха, обеспеченного силой, но это власть только внешн€€ и физическа€. ¬ основе протестантских построений лежала вера в возможность создани€ "окончательного, функционирующего... без перебоев общественного аппарата", вера в возможность окончательно устранить трагический момент, присущий жизни и истории и обусловленный посто€нным "вторжением возмущающего нормальный ход жизни, иррационального и неожиданно путающего все планы личного начала" <1>. » Ћютер, и  альвин отвергали "магические" элементы католицизма - пресуществление плоти, ортодоксальную трактовку троичности и т. п., акцентиру€ внимание на идее оправдани€ делами и верой, ослабл€€ сакральное значение икон и литургии, подчеркивали личностный характер веры и особую роль в этом и другом мирах общины избранных. ¬ысшим пунктом этой религиозной парадигмы оставалс€ ветхозаветный «акон. -------------------------------- <1> —м.: Ѕицилли ѕ. —в. ‘ранциск јссизский и проблемы –енессанса; ќн же.  атоличество и римска€ церковь; ќн же. »гнатий Ћойола и ƒон  ихот // »збранное. —офи€, 1993. —. 65 - 136.

ѕуритане особое значение придавали  ниге »ова с ее прославлением абсолютизма божественной воли, абсолютной по своей суверенности и несоизмеримости с человеческими масштабами. “еори€, устанавливающа€, что законы ћоисе€ лишь постольку потер€ли свое значение с момента заключени€ нового союза, поскольку они содержали обр€довые или исторически обусловленные предписани€ иудаизма, но в качестве "естественного закона" сохран€ют его. “ака€ теори€ позвол€ла устранить все не совместимые с жизнью предписани€ и расчистить путь дл€ усилени€ того мощного духа легальности и уверенности в своей правоте, который был свойственен мирской аскезе протестантизма <2>. -------------------------------- <2> ¬ебер ћ. ѕротестантска€ этика и дух капитализма // »збранные произведени€. ћ., 1990. —. 192.

≈ще ‘ома јквинский определил закон как "предписание разума, прин€тое ради "общего блага тем, кто имеет попечение о сообществе" (—умма теологии. I - II. 90,4), но последовател€м Ћютера будет казатьс€, что такое определение выражает необоснованную св€тость как разуму, так и закону. Ќовый, по сути, позитивистский подход лютеранской философии предложит рассматривать закон как регламентированным образом прин€тое постановление суверена, даже если по своим цел€м и действи€м оно €вл€етс€ выражением пр€мого произвола: "закон есть закон". Ќельз€ отождествл€ть право и мораль, что неизбежно приводит к нестабильности права и беспор€дку. ѕри этом если прин€ть, что именно совесть €вл€етс€ источником права, то такой взгл€д переводит анализ из собственно правовой в моральную сферу, но одновременно позвол€ет корректировать неопределенные предписани€ общих норм в применении к конкретным случа€м, когда должны учитыватьс€ все без исключени€ обсто€тельства. ѕо мнению некоторых авторов, лютеранска€ философи€ права обнаружила способность к более обширной классификации и систематизации правовых норм в сочетании с большей гибкостью в их применении, основанном на критери€х совести и справедливости. “акие ценности, как право на частную жизнь или равенство, станут здесь трансцендентными правами, нарушение которых выходит за пределы юрисдикции политического сообщества и которые вполне могут быть совмещены с принципами, отказывающимис€ считать "общие нормы" законами, если те не были формально прин€ты в качестве таковых <3>. -------------------------------- <3> —м.: Ѕерман √. ƒж. ¬ера и закон: примирение права и религии. ћ., 1999. —. 222.

ѕротестантска€ философи€ права предпочитала возвышенной мистике ≈вангели€ буквальное толкование ¬етхого «авета. —лово и буква воплощали собой дух; чудо и таинство исключались из его сферы. –ациональное и процедурное, сформировавшеес€ на основе рациональности и аскезы, возводились в насто€щий культ, замен€€ собой традиционные обр€ды и нормы. —транным образом оболочка рациональности нарастала на спонтанном содержании, основным смыслом которого были протест и отрицание: революци€ (реформаци€) стремилась прин€ть завершенные легальные формы. ѕервичное протестантство было по преимуществу протестантством не разума, а слова, содержащегос€ в ќткровении. –азум же или совершенно отвергалс€, как нечто дь€вольское, или допускалс€ только в качестве служебного оруди€ дл€ "экзегетики и систематики богооткровенного слова" (≈. —пекторский): только начина€ с XVIII в. его смен€ют внутренние убеждени€ и умонастроени€. ¬место прежних формальных принципов доктрины (об€зательности ѕисани€ и оправдани€ верой в него) приходит пантеистическое и рационалистическое учение о том, что Ѕог открываетс€ только в имманентном мире и свободном человеческом сознании: "религии пришлось оправдыватьс€ перед разумом" <4>. -------------------------------- <4> —пекторский ≈. ѕроблемы социальной физики в XVII в. ћ., —. 300.

якоб Ѕуркхардт предупреждал: силы, подобные –еформации, всегда обманываютс€, захваченные восторгом мгновени€, полага€, будто они одни в этом мире, но после отрезвлени€ и внезапного удивлени€ "следуют возгласы прокл€тий - ведь оказываетс€, что от старины сохранились не только значительные остатки, но и что она набираетс€ новых сил, потому что укоренена в глубинах человеческой природы" <5>. ¬месте с –еформацией пробудились и разнообразные духовные порывы - разрыв с историческим прошлым означал исчезновение вообще вс€ких границ, тогда же пробудились осколки всевозможных прошлых ересей, до этого пребывавших в тени. –аспад средневековой религиозности привел к усилению суевери€ еще в XV и XVI вв. ” Ћютера и ћеланхтона дь€вол и его слуги выступали как вполне реальные персоны и силы, а политическа€ борьба в их же толковании приобретала формы открытой борьбы с јнтихристом. ”чение Ћютера о “айной вечере очевидным образом сохран€ло некоторые "следы магических представлений и вызывало христологические фантазии", следу€ в этом августианскому догмату о грехопадении. ѕри этом сами де€тели –еформации рассматривали свою религиозность как возрождение первоначального христианства: спиритуалистическое направление в –еформации пр€мо исходило из универсальности ќткровени€ и буквы христианского ѕисани€. -------------------------------- <5> Ѕуркхардт я. –азмышлени€ о всемирной истории. ћ., 2004. —. 346.

≈му противосто€ло символическое толкование догматов: "Ѕог открылс€", и из этого произошло согласие народов в том, что он существует: по ÷вингли, сознание Ѕога и его законов €вл€етс€ не следствием природных задатков человека, а результатом непрекращающейс€ божественной де€тельности в созданных √осподом душах людей. "ѕознай самого себ€" снизошло с неба, а естественный закон греков и римл€н идет от Ѕога" <6>, Ѕог - посто€нна€ действующа€ сила, непрерывное действие которой и есть "природа". "ѕравовое основание дл€ реформаторской догматики заключалось в том, что Ѕибли€ есть "откровение Ѕожие, и ее толкователем руководит дух Ѕожий", доверие к ѕисанию было основано на самодостоверности, действовать в универсальной св€зи с всеохватывающей высшей силой - таков был призыв данной системы веры. » ÷вингли, и  альвин подчеркивали сразу несколько важнейших мотивов веры: абсолютное воздействие власти Ѕога, избранность к спасению и присутствие Ѕога в св€той общине: "мы осв€щены и посв€щены Ѕогу", из принципа господства Ѕога и избранности к спасению следуют и наполненность религией всей жизни, и жесткость по отношению к врагам √оспода. ¬ лютеранстве средневековому учению о двух царствах ("градах") противопоставл€лс€ радикальный реформационный тезис: "у ’риста нет двух видов тел, плотского и духовного, ќн - одна глава, и у него одно тело". ѕредполагалась также полна€ свобода воли христианина и наличие всеобщего св€щенства; идее о величии верующего человека соответствовало представление о формировании его души по образцу Ѕога, представление, идущее от ≈вангелий и мистики: добрые дела сами по себе возникают из содержани€ веры. -------------------------------- <6> —м.: ƒильтей ¬. ¬оззрение на мир и исследование человека со времен ¬озрождени€ и –еформации. —ѕб., 2000. —. 169 - 170.

Ќо идеи стоиков и магов –енессанса (ѕико) €вно повли€ли на формирование довольно смутного представлени€ о пантеистическом вселенском бытии и всеохватывающем верующего благе. «адачей человека становитс€ разумное следование природе, ведь в каждом содержитс€ "естественный свет"; разум €вл€етс€ источником всех человеческих прав, которые выше всех писаных прав (—. ‘ранк). "јдам и ’ристос существуют во всех сердцах. ¬нешний јдам и ’ристос - лишь выражение внутреннего пребывающего в каждом": ѕисание же есть вечна€ аллегори€, где все событи€ истории - только тени и фигуры внутреннего слова. ("ћир фокусничает", все мы перед Ѕогом - смех, басни, карнавал. “рагическа€ ирони€ заключаетс€ в том, что Ѕог позвол€ет высоко подн€тьс€ отдельным образам мира, которые происход€т не от него, чтобы затем привести их к вызывающему насмешку концу) <7>. -------------------------------- <7> —м.: ƒильтей ¬. ”каз. соч. —. 52 - 57, 70 - 74.

–еформаторы стремились освободитьс€ от господства вс€кой иерархии (несбыточна€ мечта ‘ранциска јссизского) и католического иерархического пор€дка, который представл€лс€ им насто€щим "демоническим" механизмом; они обращались к своему исконному праву самим приходить к соглашению с невидимым пор€дком вещей: точно так же "как во тьме ночи все отдельные предметы и человек пребывают одни со звездами и с невидимым". ћеланхтон учил, что познать ’риста - значит познать его благоде€ни€, а не обе его природы и его вочеловечивание.  атолическим догмату, ритуалу и таинствам Ћютер противопоставил учение ѕавла об оправдании верой: вол€, уверенна€ в своем праве вершить дело Ѕожие в миру, посто€нно утверждала свою жизненность <8>.   учению о предопределении, разработанному јвгустином, где объективна€ сила уничтожает вс€кую значимость индивидуальной воли, Ћютер добавил еще и веру в "тайное решение" Ѕога, как абсолютного и единственного источника правосуди€.  альвин значительно развил и усилил это представление, придав ему законченную логическую форму: прилагать масштабы земной справедливости к суверенным решени€м Ѕога просто бессмысленно и оскорбительно. ≈го решени€ могут быть пон€ты лишь постольку, поскольку он сам сочтет необходимым их сообщить и расшифровать - тварь отделена от Ѕога непреодолимой пропастью: "¬ решающей дл€ человека эпохи –еформации жизненной проблеме - вечном блаженстве - он был обречен одиноко брести своим путем навстречу от века предначертанной ему судьбе" <9>. -------------------------------- <8> ÷ит. по: ƒильтей ¬. ”каз. соч. —. 161, 164. <9> ¬ебер ћ. ”каз. соч. —. 82.

ћакс ¬ебер считал, что в кальвинизме нашел свое окончательное завершение ренессансный процесс расколдовывани€ мира (начавшийс€ еще во времена иудейских пророков и эллинской философии), который уничтожил все "магические средства спасени€, объ€вив их кощунством". »сключение проблемы теодицеи и всех "прокл€тых" вопросов о смысле мира и жизни дл€ пуританина было естественным: вера в собственную избранность и наличие за его спиной сильной и невидимой "церкви избранных" питали мотивы его рациональной и самоотверженной де€тельности.  альвинистский Ѕог требовал от своих избранных не отдельных добрых дел, а "св€тости, возведенной в систему". ∆изнь св€того, ориентированна€ на трансцендентную цель - загробное блаженство, делала его посюстороннее существование строго рационализированным и призванным приумножать славу Ѕожию на земле; пронизанна€ посто€нной рефлексией така€ жизнь рассматривалась как путь к преодолению "естественного состо€ни€", и это стало практической и этической интерпретацией декартовского постулата: "ћыслю, следовательно, существую".  ак ни странно, но именно мистика могла способствовать утверждению рационального жизненного поведени€, хот€ в ее отношении к миру всегда отсутствовала необходима€ положительна€ оценка внешней действительности. ¬ лютеранстве мистицизм сочеталс€ с острым ощущением индивидуальной греховности и осознанием собственной недостойности: Ѕог действовал в душе избранных, которые ощущали себ€ либо сосудом божественной власти, либо ее орудием: "¬ первом случае религиозна€ жизнь т€готеет к мистико-эмоциональной культуре (чему был близок Ћютер), либо к аскетической де€тельности (характерной дл€  альвина), в любом случае вера должна была найти себе подтверждение в объективных действи€х" <10>. -------------------------------- <10> ¬ебер ћ. ”каз. соч. —. 87 - 88.

ѕравопор€док оказывалс€ той внешней формой, которую с одинаковым успехом могли прин€ть божественное, "естественное" и позитивное право.  огда он приобретал качества пустой формы, поддерживаемой только целесообразностью, тогда истина и справедливость его уже мало заботили. ”трачивалась главна€ его особенность и источник - порождение трансцендентной силой, он оказывалс€ полностью в сфере искусственного творчества земных сил. ¬оплощение как раз и выражало его новое существо, пор€док теперь - не "сумма", не "органон" идей, но структура ощутимых субстанций, отображение "натурализовавшегос€" права. ¬ебер замечает, что кальвинисты увидели в законе некую идеальную норму, достичь которую невозможно, но к которой следует посто€нно стремитьс€, тогда как у Ћютера наблюдалось обратное: провозглашение свободы от рабского следовани€ букве закона, как божественной привилегии верующих <11>. -------------------------------- <11> ¬ебер ћ. ”каз. соч. —. 158.

¬озноситьс€ мыслью к Ѕогу или пытатьс€ достичь дна той пучины помешательства, куда все мы уже давно погружены, - это одно и то же, и дл€  альвина безумие представл€етс€ истинной верой человека перед лицом безумного человеческого разума: "”м человека в своей конечности - не столько искорка великого си€ни€, сколько частица тьмы". ƒл€ его безуми€ открыта только изнанка вещей, тенева€ сторона, пр€мо противоположна€ их истине: "¬с€ка€ вещь есть противоположность тому, чем она кажетс€ в этом мире" (—ебасть€н ‘ранк). ¬идимость истины есть пр€ма€ противоположность самой истине. ¬се погружено в противоречие, все побуждает человека отдатьс€ во власть собственного безуми€, и любой пор€док, установленный человеком, - безумие перед лицом истины сущностей и Ѕога. Ѕожественна€ мудрость, €вленна€ человеку, не есть разум, скрывающийс€ за покровами, но "безмерна€ глубина, где тайна не становитс€ менее "таинственной", где противоречие осенено высшим противоречием, вследствие которого "сама€ сердцевина мудрости замутнена безумием" <12>. »ррациональное неотделимо от рационального. -------------------------------- <12> —м.: ‘уко ћ. »стори€ безуми€ в классическую эпоху. —ѕб., 1997. —. 50 - 51.

ѕуританска€ вера в дарование благодати только избранным требовала привнесени€ в рукотворный и подвластный насилию мир заповедей, адекватно пон€тых и внедр€емых оп€ть же с помощью насили€; другой путь заключалс€ в антиполитической настроенности мистических поисков спасени€ в форме братства, которое отказывалось бы от прагматического насили€. ѕослушание Ѕогу в обоих случа€х представл€лось более важным, чем послушание люд€м и их законам. Ћютеране отвергали право активного сопротивлени€ мирскому насилию и покор€лись мирской власти; кальвинисты в случа€х, когда вол€ Ѕога наталкивалась на сопротивление, полагали необходимым применение силы дл€ ее установлени€. ѕоскольку насилие всегда вызывает ответное и последующее насилие и мен€ютс€ только субъекты и методы насильственного господства, то рукотворному и греховному устройству мира может быть противопоставлено абсолютное божественное "естественное право". (ѕримером реализации этого принципа предлагалось считать справедливые пуританские войны.) <13>. -------------------------------- <13> —м.: ¬ебер ћ. ”каз. соч. —. 250 - 254.

ƒл€ внешнего про€влени€ кальвинизма характерными были такие религиозные и церковные факты, как культ, догматические формулы и организационное устройство общин. Ќа фоне действи€ невидимого Ѕог становилс€ орудием и посредником действи€, "великое продвижение протестантского духа в сторону безобразности и невидимости должно было осуществл€тьс€ в культе этой религиозности еще полнее, чем в лютеранстве": церковь определ€лась здесь как "народ избранный", суверенитет принадлежал "общей воле" этой церкви, решени€ сообщества избранных возвышались до вечности божественного решени€. ¬семогущество Ѕога всегда де€тельно, Ѕог - это сама олицетворенна€ энерги€, Ѕог - сам по себе, закон и причины вечной гибели скрыты от людей. ¬очеловечивание ’риста и спасение подчинены некоему высшему пон€тию божественного правлени€, и "живое €дро христианского догмата вочеловечивани€ уничтожаетс€. –ешающа€ составна€ часть протестантской религиозности, доверие к Ѕогу, здесь - результат не примирени€, а обусловливающего его избрани€ к спасению". ƒогмат о повсеместном действии Ѕога, о двойном предопределении и об избранности к спасению существенным образом отличают кальвинизм от лютеранства. Ќачина€ с ÷вингли и заканчива€  альвином, идеи универсального откровени€, независимого от "буквы внутреннего света и независимой общины", про€вл€лись позже у индепендентов, пуритан, квакеров: поместив человека в сферу божественного действи€ и обрет€ этим дл€ него неотъемлемую силу, оно подн€ло его над всем внешним мировым процессом и превратило в самую замкнутую силовую единицу - монаду <14>. -------------------------------- <14> —м.: ƒильтей ¬. ”каз. соч. —. 178 - 181.

Ћютер всегда подчеркивал приоритет теологии над юриспруденцией. Ќо уже рационалисты XVII в. стали приписывать пор€док морального мира установлению и учреждению, представл€вшимс€ им "вторым творением", вполне искусственным. ћеланхтон прин€л аристотелевское определение суверенности как "соответстви€ закону": юриспруденци€ (позитивного и "естественного права") оказывалась не юриспруденцией справедливости, но юриспруденцией повелений, исход€щих пр€мо от Ѕога. ѕраво создаетс€ законом, законодатель - Ѕог, земной законодатель - только божий исполнитель и ƒекалог - катехизис правоведени€. ¬ детал€х действуют земные законы, в принципе - божественный (Ћютер видел в ƒекалоге сразу и ћоральный кодекс, и зеркало всех добродетелей, но в качестве источника положительного права он считал его только "саксонским зерцалом евреев") <15>. ћеланхтон же полагал, что можно обращатьс€ также и к римскому праву, в случае если его нормы не противоречат религии: именно ћеланхтон положил начало протестантской теологизации светского права под знаком его сближени€ с правом "естественным". ƒекалог у протестантов долго оставалс€ первым и неколебимым критерием дл€ оценки действующего положительного права, которое понималось как императив, получаемый от небесного императора: право - это закон, "естественное право" - "естественный закон": в XVII в. наметилось сочетание ¬етхого завета и ёстинианова законодательства, римское право подвергалось здесь пр€мой теологизации. ¬ результате у протестантских юристов получалась пестра€ смесь заповедей, евангельских текстов, римских законов, ÷ицерона, отцов церкви, норм феодального права и —аксонского зерцала <16>. -------------------------------- <15> ÷ит. по: —пекторский ≈. ”каз. соч. —. 71. <16> —пекторский ≈. ”каз. соч. —. 81.

ѕриоритетна€ задача юриспруденции виделась в том, чтобы познать "естественное право" и сохранить его эссенцию уже в праве положительном. Ќо принципы "естественного права" слишком трансцендентны ему: они не корен€тс€ ни в общей физической закономерности природы, ни в человеческих страст€х, но лишь в Ѕоге. “от, кто ищет насто€щую эссенцию справедливости и права, тот ее найдет только в Ѕоге, этом "совершенстве естественного права" (¬инклер), гражданское же право возникло уже в потомстве  аина и легко может уклон€тьс€ от предписаний "естественного права".  ажетс€, что лютеранска€ философи€ права стремилась сделать все, чтобы устранить неизбежную несправедливость законов справедливостью их применени€. Ќравственность, т. е. обращение к совести, могла бы сн€ть эту напр€женность, только допуска€ неповиновение несправедливым законам. ¬ отличие от римско-католической установки, исход€щей из статуса разума и откровени€, протестантска€ этика основывалась на соединении совести и закона. Ћютер говорил о дво€ком назначении закона: удержание от дурного поведени€ угрозой кар ("политическое назначение закона"), что вело к возникновению позитивистского подхода к праву, корректирующего слишком общие предписани€ "естественного права"; и напоминание о богоустановленном характере и духовном назначении права, как "естественного", так и "гражданского" (положительного). ¬ обоих случа€х назначением закона €вл€етс€ воспитание человека, обращение его на пути добродетели. Ћютеранска€ правова€ философи€ настаивала на дуалистичности права; ћеланхтон, исходивший из августиновой теории "двух градов", предполагал, что в каждом человеке заложен "божественный свет свыше", подсказывающий и освещающий ему земной путь. Ёти "природные" элементы, составл€ющие нравственную основу закона, не могут быть осмыслены рациональным путем, но пон€ты лишь в свете божественного откровени€. „еловеческий же разум изначально извращен и порочен вследствие грехопадени€: "человеческий разум затемнен, поэтому закон природы подвергаетс€ ошибочному толкованию" - только подчинив "естественный закон" божественному праву (сублимированному в ƒекалоге), возможно про€снить и право "естественное" <17>. Ѕог устанавливает общие ориентиры дл€ гражданского общества посредством "естественного права", а государство превращает эти общие предписани€ в конкретные положени€ позитивного права, но легитимны и об€зательны только те законы, которые наход€тс€ в согласии с "естественным" правом (принцип, заложенный еще римско-католической правовой традицией): тем самым снималось противоречие, до этого существовавшее между двум€ конкурирующими юрисдикци€ми - церковной и светской. (ƒл€ демонстрации своей божественной природы власть давно использовала широкий набор библейских мотивов, метафор и образов. –епрезентаци€ строилась на многообразных приемах уподоблени€ ’ристу. (’арактерно, что именно –еформаци€ позволит "обожествленным" правител€м сосредоточить всю полноту власти над церковью и государством. ¬ эпоху –еформации круг, который совершаетс€ в развитии символического €зыка власти, замыкаетс€.) ≈сли на заре христианства римский император послужил прототипом торжествующему ’ристу, то, уподобившись ’ристу, протестантский государь возвращаетс€ к первоистокам имперского властного дискурса <18>. -------------------------------- <17> —м.: Ѕерман √. ƒж. ”каз. соч. —. 183 - 184. <18> —м.: ƒмитриева ќ. ¬. ƒрево жизни в земном раю // —в€щенные тела корол€. —. 399.

ѕротестантизм возник как государственна€ религи€, и установление господства над религиозными конфесси€ми стало важным шагом к всемогуществу государства. — католической стороны в этом направлении дальше всех пошел Ћюдовик XIV. ”трированное представление о всемогуществе государства, инспирированное теори€ми революции, "не смогло бы в будущем столь легко сформироватьс€, не будь предшествующего ему цезарепапизма" (я. Ѕуркхардт). ѕротестантизм, как политизированна€ религиозна€ форма, оказалс€ не в состо€нии выдвинуть своей волей какой-либо значимый властный авторитет, обладающий всеобщим вли€нием и признанием, поэтому за него это сделало государство (только ÷вингли считал себ€ ответственным за состо€ние политических дел в государстве, Ћютер же перекладывал эти проблемы на кн€зей). ¬ли€ние –еформации на ≈вропу поначалу было лютеровским, его отличало догматическое учение об оправдании верой; ее специфическим внешним признаком стала отмена де€тельного служени€, она прин€ла форму подчинени€ государству, позиционировав себ€ в качестве территориальной "национальной" церкви <19>.  онсерватизм, свойственный католичеству, как кажетс€, перешел по наследству и к лютеранству - иде€ последующего развити€ ("прогресса") была им одинаково чужда. (Ќачавша€с€ в XVI в. переориентаци€ католицизма на насущные проблемы светской жизни происходила уже в услови€х  онтрреформации, когда в дело вступили силы, хорошо дисциплинированные и в своей де€тельности направленные на конкретные цели (иезуиты).) -------------------------------- <19> —м.: Ѕуркхардт я. ”каз. соч. —. 359 - 365.

Ёрнст “рельч неоднократно противопоставл€л народный характер движени€ –еформации и снобистский элитизм –енессанса. –еформаци€ не была какой-то "зарей современной культуры", а ранний протестантизм  альвина и Ћютера был скорее продолжением культурных идеалов —редневековь€. ѕротестантизм, в принципе, держалс€ все в той же основе своей принуждающей власти католического учени€. "–енессанс лишь очень поверхностное €вление; подлинные, существенные культурные перемены примыкают непосредственно к —редневековью" с его об€зательным авторитетом и непререкаемыми нормами, и преклонение перед вечными авторитетами накладывает на него отпечаток авторитарной культуры, весь его дух в высшей степени нормативен, будучи устремленным к неким незыблемым критери€м. –. «ом замечал, что католицизм был убежден в том, что "правовой пор€док жизненно необходим ÷еркви, и даже мыслимое в качестве духовного ÷арство Ѕожие не могло существовать без определенного правопор€дка". ѕотому и утверждаетс€ существование некоего божественного права, определ€ющего этот пор€док. ќднако немыслимо, чтобы это ÷арство обладало собственно человеческими правовыми формами устройства, ведь сущность права €вно противоположна идеальной сущности ÷еркви. (¬ этой св€зи  . Ўмитт заметил, что католическа€ церковь, в исключительной степени пронизанна€ юридическими элементами, получает свое формальное превосходство, поскольку позитивно относитс€ к любым комплексам власти и политическим формам, при условии если они хот€ бы в минимальной степени сохран€ют пор€док.) –удольф «ом считал, что само грехопадение "совершилось в области юридического" и что вс€кий мирообъемлющий империализм, принос€щий миру мир, может рассматриватьс€ как "церковь", экклези€ <20>. (ј. —. ’ом€ков "определ€л протестантизм как "рационализм в идеализме", тогда как католическую веру - как "рационализм в материализме".) ќчевидно, что уже католичество было достаточно рациональным мировоззрением, а протестантизм только усилил и подчеркнул эту черту. -------------------------------- <20> «ом –. ÷ерковный строй. —. 11; Ўмитт  . –имский католицизм и политическа€ форма // ѕолитическа€ теологи€. ћ., 2000. —. 144.

 атолическа€ этика гетерономна и казуистична по сути, а нравственный закон в соответствии с ее постулатами не столько заложен в совести человека, сколько получен им извне, от Ѕога. ѕротестантска€ же этика скорее автономна и ригористична, ее мир - это внутренний мир человеческой совести. –елиги€ Ћютера - это "религи€ —лова", оправдание совершаетс€ здесь верою в него, но истина слова осознаетс€ уже не разумом, но верой. –азум не только бессилен, он даже вреден в делах веры: при этом сама вера понимаетс€ субъективно, как непосредственное, личное общение человека с Ѕогом (я. Ѕеме €рче всего выразил эту жажду сверхъестественного). —ледует заметить, что ни Ћютер, ни  альвин отнюдь не сочувствовали ни объективному, ни субъективному рационализму <21>, в схоластике же они как раз и видели рационализм, который смешивал рациональную мудрость с ќткровением, что в перспективе не могло не привести к рождению атеизма. -------------------------------- <21> —пекторский ≈. ”каз. соч. —. 173 - 175.

»  ант будет утверждать, что "не существует общего правила дл€ применени€ правил". Ќо именно лютеранские правоведы одними из первых натолкнулись на проблему критериев применени€ общих предписаний божественного, "естественного" или гражданского права к отдельным случа€м, и ћеланхтон по примеру схоластов предлагал "подгон€ть общие принципы естественного права к данным обсто€тельствам". —праведливость требовала тщательного изучени€ конкретных обсто€тельств, только она и могла исправить дефекты общей нормы, вместе же они образовывали конкретную правовую норму. ќльдендорт, вслед за Ћютером, надел€л справедливость трем€ главными функци€ми: она приостанавливает действие норм, вступающих в конфликт с совестью; этически совершенствует правовые нормы; интерпретирует правовые нормы в процессе их применени€. “ем самым, как оказалось, только справедливость, будучи тождественной "естественному закону", данному Ѕогом, позвол€ет соедин€ть "естественное право" с человеческим, а человеческое с божественным (‘ома јквинский в свое врем€ полагал, что "естественное право" может занимать лишь промежуточное место между божественным и человеческим правом).  ак и схоласты, ќльдендорт отводил совести важную роль практического разума, посредством которой общие моральные принципы прилагались к конкретным обсто€тельствам: "—уд не может совершитьс€ совестью, если в ней нет некоторой формулы закона, котора€ указывала бы человеку, что его поступок справедлив или несправедлив. ѕоэтому закон (т. е. закон —в€щенного ѕисани€) находитс€ внутри человека" <22>. —овесть здесь выступает как нека€ добродетель (любима€ категори€ стоиков), вложенна€ в сердце божественной благодатью, независимо от движений разума и воли. Ѕог присутствует, хот€ и скрыто, в земном царстве, поэтому христиане об€заны поддерживать пор€док и справедливость, невзира€ на их неизбежные несовершенства. ѕор€док и справедливость - не пути к спасению, но формы скрытого присутстви€ Ѕога на земле: земное царство в этой интерпретации соприкасаетс€ с небесным, и "естественный закон" поэтому выступает как морально-юридический принцип, адекватно познаваемый совестью и буквально опирающийс€ на ƒекалог. —овесть становитс€ краеугольным камнем к единству и целостности всей действующей правовой системы, а справедливость - высшим критерием сознательного применени€ правовых норм. ќбъектированна€ совесть в виде закона по€витс€ очень скоро, и ее принесет в историю права век ѕросвещени€. — этого момента в ≈вропу приходит современность. -------------------------------- <22> ÷ит. по: Ѕерман √. ƒж. ”каз. соч. —. 207.

Ќазвание документа пїњ