пїњ

ѕравовое самовоспитание как самосто€тельный вид субъектно-субъектной правовой социализации

(Ѕондарев ј. —.)

("¬естник ѕермского университета", 2013, N 2)

“екст документа

ѕ–ј¬ќ¬ќ≈ —јћќ¬ќ—ѕ»“јЌ»≈  ј  —јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќџ… ¬»ƒ

—”ЅЏ≈ “Ќќ-—”ЅЏ≈ “Ќќ… ѕ–ј¬ќ¬ќ… —ќ÷»јЋ»«ј÷»»

ј. —. ЅќЌƒј–≈¬

Ѕондарев ј. —., кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права ѕ√Ќ»”, почетный работник высшего образовани€ –оссийской ‘едерации, ѕермский государственный национальный исследовательский университет.

ѕравовое самовоспитание впервые рассматриваетс€ как самосто€тельный организованный и целенаправленный вид правовой социализации. ”становлено, что самосто€тельный вид правового самовоспитани€ существует только при субъектно-субъектном характере правовой социализации в обществе. ƒаетс€ определение пон€ти€, подробно рассматриваетс€ его структура. ќпределена цель правового самовоспитани€ и ее значение в управлении этим процессом. ”казаны три кризисные точки необходимой его интенсификации.

 лючевые слова: правова€ социализаци€; правовое воспитание; правовое самовоспитание; этапы правового самовоспитани€; методы правового самовоспитани€.

Legal self-education as independent type of subject-subject legal socialization

A. S. Bondarev

Bondarev A. S., Perm State National Research University.

Codes of public conduct (legal including) biologically in a man are not stopped up. Sociologists consider that more than 80% of human behavior socially to them purchased прижизненно in the process of the socialization. Legal socialization as part of general socialization in democratic society, in our view, must carry subject-subject character only. And then in her it must exist not two, and three types (directions) of legal socialization - one elemental and two organized purposeful. 1). Elemental - she consists of that a legal subject forms the legal culture in the process of the disorderly cooperating with a legal culture and her objects process of life. 2). Organized purposeful - through legal education of legal subjects. 3). Organized purposeful - through a legal self-education.

A legal self-education is first examined as the independent organized and purposeful direction (kind) of legal socialization is in modern democratic society. His concept is given.

His structure opens up in detail - maintenance of every part of independent (autonomous) process of legal self-education of legal subjects is analyzed and their role is determined in a structure. The aim of legal self-education and her value are certain in a management by this process. Three crisis points of his necessary intensification are indicated.

Drawn conclusion: by virtue of complication of autonomous process of legal self-education the authors.

Key words: legal socialization; legal education; legal self-education; stages legal self-education; methods of legal self-education independently in him capable to the ss.

∆ив€ в обществе, человек не может вести себ€ как ему заблагорассудитс€. Ќормы же общественного поведени€ не заложены в человеке биологически.  ак считают социологи, у человека 80% поведени€ - социально приобретенное. ќно есть результат социального научени€ - социализации. ѕон€тие "социализаци€" пришло в философскую и социологическую науки в XIX веке. ѕервыми разработчиками данного пон€ти€ считают Ё. ƒюркгейма и ‘. √иддингса. “ак, например, американский социолог ‘. √иддингс в книге "“еори€ социализации" (1887 г.) социализацию представил как "развитие социальной природы или характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни" (цит. по [7]). —егодн€ наука располагает многообразием подходов к пон€тию "социализаци€". Ќо все они свод€тс€ к основной идее - социализаци€ есть процесс усвоени€ людьми социальных норм и воплощение их требований в своей практической жизни.

¬сем высшим организмам приходитс€ в течение определенного времени обучатьс€ и приспосабливатьс€ к жизни во взрослом мире. Ётот так называемый детский период, например, у птиц длитс€ один сезон, у тигров, слонов и обезь€н он занимает несколько лет. —ама€ длительна€ подготовка к взрослой жизни - у человека [5, с. 436]. ƒо 2-й половины XX века считалось, что социализаци€ завершаетс€ с окончанием юности. «атем специалисты пришли к выводу, что человек обучаетс€ и переобучаетс€ жизни в современном обществе - в быстро мен€ющихс€ его общественных отношени€х - всю свою жизнь. “аковы требовани€ современного, весьма динамичного, общества. ѕри этом в процессе посто€нной социализации современного человека выдел€ют три основные кризисные точки [5, с. 443 - 445]. ѕод кризисом понимаетс€ точка перелома в социальном процессе, когда привычный образ жизни человека заканчиваетс€, а каков будет новый образ жизни, неизвестно. ¬ данный момент старые нормы (способы) решени€ социальных проблем уже не действуют, а новые механизмы или способы решени€ проблем еще не действуют.

ѕерва€ кризисна€ точка (16 - 18 лет), котора€ приходитс€ на врем€ окончани€ школы и самоопределени€ человека, €вл€етс€ переломной в его жизни: стара€ модель социально и экономически несамосто€тельной жизни (под опекой родителей) разрушилась, а нова€ модель самосто€тельного поведени€ и образа жизни еще не сложилась. „еловек перестал быть ребенком, но не успел еще стать взрослым. ƒалее следует втора€ кризисна€ точка, именуема€ кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, огл€дываетс€ на пройденный путь и оценивает его. ¬ стабильном обществе человек в этой точке часто не испытывает кризисных ощущений. ¬ современном же российском обществе, не до конца разрушившем социалистический уклад жизни и не сформировавшем еще в полной мере цивилизованного рыночного уклада, кризис "середины жизни" многие росси€не ощущают весьма остро [13].

», наконец, треть€ кризисна€ точка (55 лет - у женщин, 60 лет - у мужчин), когда большинство завершают трудовую де€тельность и выход€т на пенсию. — выходом на пенсию нередко мен€етс€ не только образ жизни человека, но и его социальный статус, положение в обществе. „еловеку ко всему надо вновь приспосабливатьс€, учитьс€ жить по-новому.

— по€влением в обществе права как регул€тора общественных отношений структура общественной социализации усложн€етс€. ¬ ней формируетс€ ее нова€ часть - правова€ социализаци€, в процессе которой должна формироватьс€ правова€ культура субъектов права, без которой право мертво [2]. √лубоко был прав дореволюционный правовед ј. —. јлексеев: "ƒл€ того чтобы жить в праве, необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас" (цит. по [11]).

ѕод правовой социализацией прин€то понимать часть общей социализации субъектов права в пределах правового пространства общества, представл€ющую собой процесс их правового развити€. ќна есть процесс введени€ субъектов права в функционирующую в данном обществе правовую культуру.

ѕравова€ культура, на наш взгл€д, есть правовое свойство субъектов права. ќна есть высока€ степень их правовой развитости, правового совершенства, высокий уровень их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства дл€ достижени€ своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощающих эти свои способности в социально-правовую активность.

—труктурно - она есть сплав их правовых знаний, правовой убежденности (установки) и социально-правовой активности [5, с. 38 - 56].

ѕравова€ культура имеет как бы две стороны, неразрывно св€занные между собой, обусловливающие друг друга: внешнюю - видимую и внутреннюю - невидимую. ¬идима€ (внешн€€) сторона правовой культуры предстает в форме правомерных де€ний, а невидима€ (внутренн€€) находитс€ в правосознании субъектов права в виде их правовых знаний и правовой убежденности. Ќевидима€, наход€ща€с€ в правосознании субъектов права часть правовой культуры непосредственно не оказывает вли€ни€ на окружающих именно вследствие невидимости правовых знаний, правовой убежденности субъектов права. » только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону правова€ культура субъектов - через их правомерные де€ни€ - обнаруживает себ€, делаетс€ доступной дл€ непосредственного воспри€ти€ окружающими, их оценки и соответствующего воздействи€ на их правовую социализацию.

ѕравова€ культура субъектов права также может быть материализована (опредмечена [1; 4; 16, с. 154]) и выражена в тех или иных предметах правовой культуры. ѕравова€ культура законодател€ материализуетс€ в таких предметах его культуры, как опубликованные им правовые законы либо правовые прецедентные судебные решени€ и т. д. ѕравова€ культура ученого-юриста может быть опредмечена, выражена в форме научной статьи, монографии на правовую тему не нигилистического характера, в виде проекта нормативного правового акта и т. п. ѕравова€ культура р€довых граждан может быть материализована, опредмечена в письменных правомерных договорах (на папирусе, бересте, как в древности, а теперь на бумаге, дискетах, дисках и т. д.), в письмах депутатам законодательных собраний с предложени€ми прин€ти€ такого-то нового правового нормативного акта либо изменени€ и дополнени€ уже существующих и т. п.

ѕроизведенные на свет субъектом права предметы правовой культуры начинают сейчас же "жить" своей самосто€тельной жизнью только в среде субъектов права, способных к их распредмечиванию и включению их идеального содержани€ в ткань своей правовой культуры. Ќар€ду с "живой" правовой культурой предметы правовой культуры оказывают самосто€тельное воздействие на правовую жизнь общества, причем, возможно, даже не то, на которое рассчитывал их создатель. ѕредметы правовой культуры €вл€ютс€ передаточным средством воздействи€ правовой культуры одних субъектов права на правовую культуру других. “аким образом, прежде всего через свои предметы (правовые нормативные акты, акты правоприменени€ и т. д.) правова€ культура творцов права оказывает воздействие на субъектов индивидуальных и групповых правовых культур. ќсуществл€етс€ это через процесс распредмечивани€ продуктов правовой культуры субъектами права, подготовленными к такой правовой де€тельности и воплощающими в своем поведении познанные правовые предписани€ законодател€, правоприменител€.

¬ажно заметить, что предметы правовой культуры, в отличие от живой правовой культуры, могут действовать, оказывать вли€ние в той или иной мере не только при жизни, но и после "смерти" их создателей и носителей - индивидуальных и коллективных субъектов права. ѕричем это вли€ние на судьбы правовой культуры последующих поколений и типов правовых культур не только одной, но и многих стран, а возможно, и всего человечества может быть весьма существенным, как, к примеру, предметов римской правовой культуры, мотивирующих и направл€ющих их правомерную де€тельность.

—убъект права, как сказано выше, не рождаетс€ правокультурным. ќн приобретает правовую культуру прижизненно. ѕравова€ культура субъектов права формируетс€ длительно и посто€нно измен€етс€ в процессе всей их жизни в правовой среде общества, в процессе их правовой социализации. ¬ обществе существуют два подхода к роли самого субъекта в процессе социализации.

ѕервый подход к социализации - субъектно-объектный. “акой подход присущ тоталитарному обществу. ќн исходит из пассивности человека в процессе его социализации. „еловек - объект, а субъектом его социализации €вл€етс€ общество, которое стремитс€ сформировать его по своему образцу. “ак, в тоталитарном государстве Ё. ‘ромм выделил следующие способы социализации: мазохизм, садизм, деструкцию и конформизм. „еловек испытывает посто€нное сильное давление со стороны властных структур общества в указанных разнообразных формах, привод€щих его к отказу от своего "€" [6, с. 536 - 537].

¬торой подход к социализации - субъектно-субъектный. „еловек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируетс€ (приспосабливаетс€) к обществу (стихийна€ его социализаци€), но и сам активно вли€ет на свои жизненные обсто€тельства и на себ€ самого как в процессе воспитани€, так и самовоспитани€. ѕри этом самовоспитание субъекта в этом процессе должно занимать существенное место.

¬ современном цивилизованном обществе социализаци€ не может не носить субъектно-субъектного характера. »менно только такой вид общей социализации (включа€ и правовую) субъектов общественной жизни придает данному обществу реально демократический характер.

—убъектно-субъектна€ правова€ социализаци€ как часть общей социализации субъектов права есть весьма сложное социальное образование. ќна сложнее субъектно-объектной правовой социализации. ¬ ее содержании, на наш взгл€д, нар€ду со стихийным и организованным - правовоспитательными видами социализации по€вл€етс€ новый - самосто€тельна€ организованна€ правова€ социализаци€ субъектов права.

»так. —убъектно-субъектна€ правова€ социализаци€ состоит из трех элементов: 1) стихийной правовой социализации - субъекты права формируют свою правовую культуру при взаимодействии и под вли€нием складывающихс€ объективных обсто€тельств в правовой жизни общества; 2) организованной и целенаправленной правовой социализации субъектов права - через правовое воспитание; 3) организованной и целенаправленной правовой социализации - через самосто€тельное правовое самовоспитание субъектов права.  аждый указанный элемент правовой социализации - сложное социальное образование.

“ак, рассматриваемый нами элемент - самосто€тельное (автономное) правовое самовоспитание субъектов права - сложный процесс. ќбычно в педагогической и психологической науках в процессе самовоспитани€ любого вида выдел€ют четыре следующих один за другим этапа: прин€тие решени€ о самовоспитании; самопознание; выбор средств, составление плана; реализаци€ плана [10, с. 2].

—одержание этих этапов в самосто€тельном правовом самовоспитании, на наш взгл€д, должно сводитьс€ к следующему.

ѕервый этап - прин€тие решени€ о правовом самовоспитании. ¬полне логично, что процесс правового самовоспитани€ должен начинатьс€ с прин€ти€ субъектом права твердого решени€ о необходимости своего правового совершенствовани€. »менно глубоко осознанное и твердое решение субъекта права о своем самосто€тельном посто€нном правовом совершенствовании есть залог успешности этого процесса. –ешение о правовом самовоспитании возникает у субъектов права, видимо, в силу р€да своих неудачных правовых решений и под воздействием наблюдени€ за действи€ми лиц с высоким уровнем правовой культуры - успешным решением ими своих правовых задач.

Ќо, чтобы это решение было серьезно обосновано и успешно реализовано, субъект права должен обладать серьезными правовыми знани€ми. ¬о-первых, чтобы сознательно определитьс€ с целью своего правового самовоспитани€ (а ею в его сознании должен содержатьс€ идеальный образ высокой правовой культуры своего времени), субъект права должен обладать знани€ми правовой культуры - ее пон€ти€ и строени€. ¬о-вторых, он должен обладать знани€ми и умени€ми использовани€ методов и приемов анализа состо€ни€ собственной правовой культуры - уровн€ развитости каждого из ее элементов. ¬-третьих, он должен обладать знани€ми и умени€ми того, как использовать цель (этот идеальный образ высокой правовой культуры, содержащийс€ в его правовом сознании) в качестве инструмента дл€ эффективного управлени€ процессом собственного самовоспитани€.

—егодн€ это очень непроста€ задача уже по одному тому, что в современной правовой науке существует множество подходов и к пон€тию, и к структуре правовой культуры. “олько ее определений насчитываетс€ около 250.

¬торой этап - правовое самопознание субъекта правового самовоспитани€. ќн включает в себ€ исследование субъектом состо€ни€ собственной правовой культуры. «десь он должен, использу€ методы самопознани€, самооценки уровн€ развити€ всех элементов собственной правовой культуры - правовых знаний, правовой убежденности и собственной социально-правовой активности, вы€вить их реальное состо€ние. «атем посредством сопоставлени€ качества развитости каждого элемента собственной правовой культуры с соответствующими элементами идеального образа правовой культуры (цели самовоспитани€), содержащегос€ в собственной голове - ее правосознании, субъект правового самовоспитани€ получает точную информацию о реальных дефектах элементов своей правовой культуры, что становитс€ основой его программы правового самовоспитани€. Ќа этом этапе очень важны объективное и глубокое самопознание, а также строга€ самооценка состо€ни€ собственной правовой культуры, всех ее элементов при сопоставлении их с элементами идеальной правовой культуры. Ёто есть одно из важнейших условий эффективности всего процесса правового самовоспитани€.

“ретий этап правового самовоспитани€ - выбор средств, методов и составление плана. –езультаты первого и второго этапов правового самовоспитани€ открывают субъекту путь к переходу к его третьему этапу. ¬ы€вленные конкретные дефекты элементов собственной правовой культуры позвол€ют субъекту права разработать конкретный план работы по целенаправленному устранению каждого из вы€вленных дефектов. ƒл€ такого планировани€ очень важно, чтобы субъект права хорошо знал содержание и назначение основных методов правового самовоспитани€: правового самообразовани€, правового самоубеждени€, правового самооб€зательства, правового принуждени€ (самоприказа), правового самонаказани€ и др.  аждый из этих методов имеет сложное содержание и определенную роль в процессе правового самовоспитани€. –ассмотрим кратко содержание и назначение р€да основных методов и приемов правового самовоспитани€.

1. ѕравовое самообразование необходимо дл€ устранени€ дефектов первого элемента правовой культуры самовоспитуемого - доведени€ до необходимого уровн€ его правовых знаний. ќно необходимо и дл€ дальнейшего посто€нного поддержани€ требуемого уровн€ правовых знаний в св€зи с динамикой правовой жизни субъекта права.

ѕравовое самообразование как метод правового самовоспитани€ означает, что субъект права на основе самосто€тельных зан€тий, систематической, целеустремленной работы с различными информационными источниками (умело подобранной правовой научной, учебно-методической, периодической литературы, правовых материалов »нтернета и т. д.) приобретает научные знани€ об объективном и субъективном праве, не только требуемое дл€ него содержание определенного количества правовых норм, но и знани€ их природы, принципов, исторической необходимости и ценности как дл€ общества в целом, так и себ€ лично. ќн также должен овладеть: основными юридическими пон€ти€ми, знани€ми способов толковани€ и форм реализации норм права, познать структуру субъективных прав и об€занностей - познать назначение составл€ющих их правомочий и долженствований, приобрести знани€ и умени€ их использовани€ дл€ удовлетворени€ своих потребностей и т. д.

2. ѕравовое самоубеждение необходимо прежде всего дл€ совершенствовани€ и развити€ второго элемента правовой культуры субъекта права - его правовой убежденности, в содержании которой должны быть совершенны все три ее компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. "—амоубеждение - один из ведущих методов самовоспитани€, - утверждает ј. √.  овалев. - ƒело в том, что у человека бывают мотивы внутренних колебаний в отношении того, и по какому пути идти, и как лучше себ€ вести. »меет место и борьба мотивов, борьба между должным и соблазном удовольствий. —амоубеждение может быть св€зано как с осуждением собственных поступков, так и с утверждением новых отношений" [3, с. 146].

ѕравовое самоубеждение призвано посредством дискуссий субъекта самовоспитани€ с самим собой, выдвижением доводов и контрдоводов, их взвешиванием и других приемов доказать самому себе историческую необходимость и ценность права дл€ успешной и справедливой жизни в существующем обществе. »наче говор€, правовое самоубеждение призвано формировать и поддерживать положительную правовую установку субъекта права.

3. ѕравовое самооб€зательство как метод правового самовоспитани€ тесно св€зан с предыдущими - правовым самообразованием и правовым самоубеждением. ќн используетс€ дл€ устранени€ каких-либо замеченных субъектом самовоспитани€ недостатков в выполнении им своих программ по самообразованию или самоубеждению. Ќапример, субъект права систематически срывает разработанный им график изучени€ определенных юридических книг, нарушает намеченный пор€док их изучени€, под разными предлогами (часто несущественными) не посещает библиотеку и т. д. ќднажды, решив преодолеть эти свои недостатки, субъект может вз€ть на себ€ об€зательство - с завтрашнего дн€ строго выполн€ть свою программу самообразовани€.

Ёто самооб€зательство (по законам психологии) необходимо неоднократно проговорить вслух (очень важно - именно вслух), чтобы оно прочно закрепилось в правосознании. » только в таком случае оно станет более действенным побудителем субъекта к исполнению вз€того об€зательства, превраща€ его в привычку. "я считаю, - писал проф. —. я. ƒолецкий, - что в основе процесса самовоспитани€ лежит необходимость самооценки. Ќадо €сно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говор€т врачи, диагноз. Ќадо составить список того, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него загл€дывать. » об€зательно надо говорить о своих недостатках. ƒа, да, именно говорить! ƒавайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себ€ за какой-нибудь проступок, но осуждаем мысленно. » мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себ€. ¬ысказанное вслух признание простить себе труднее" (цит. по [11]).

4. —амопринуждение (самоприказ) как метод правового самовоспитани€ неразрывно св€зан с методом самооб€зывани€. ќн служит усилителем волевых сил субъекта самовоспитани€ при исполнении им своих самооб€занностей при возникших колебани€х его воли. —амоприказ примен€етс€, когда субъект убедил себ€, что надо вести себ€ определенным образом. ќн €сно видит свои недостатки, но никак не может заставить себ€ выполнить намеченный план действий. ¬от здесь субъект и должен потребовать от себ€ в приказной форме решительно выполнить намеченный план действий.   примеру, как сказано выше, субъект об€зал себ€ больше не нарушать установленный им график работы с юридической литературой в библиотеке, но в какой-то день у него пропадает желание туда идти в назначенное врем€. ¬от тут-то в соответствующее врем€ и должен последовать его самоприказ. ќн должен заставить себ€ собиратьс€ в библиотеку, проговарива€ (и об€зательно вслух!): "Ќемедленно собирайс€ в библиотеку! ’ватит сидеть! ќсталось полчаса до начала зан€тий с юридической литературой".

5. —амостимул€ци€ в правовом самовоспитании должна занимать важное место. ќсобенно она важна и действенна дл€ мнительных и самолюбивых субъектов права. ќна включает в себ€ целый р€д приемов самостимул€ции: самоодобрени€, самопоощрени€, самоосуждени€ и самонаказани€. ѕрием самоодобрени€ очень важен неуверенным в себе субъектам права, с не сформированной в полной мере волевой сферой. », чтобы не потер€ть уверенности в своих силах и возможност€х успехов в самовоспитании, такому субъекту следует хвалить себ€ даже при незначительных успехах: "ћолодец!", "«дорово получаетс€!", "“ак держать!". ѕричем - вслух!

  самоосуждению и даже самонаказанию субъекту права следует прибегать при тех или иных самонарушени€х прин€той им программы правового самовоспитани€ систематически. ѕроговаривать вслух: "ѕлохо поступил", "ќчень плохо", "—тыдно" и т. п. –азумеетс€, что как самопоощр€ть, так и самонаказывать себ€ субъект права может не только словесно, но и материально.

„етвертый этап правового самовоспитани€ субъектов права - самоконтроль за процессом правового самовоспитани€. ≈го составл€ет активна€ социально-правова€ де€тельность субъекта права по реализации разработанного им плана правового самовоспитани€, обеспечивающего формировани€ высокого уровн€ личностной правовой культуры. Ќа этом этапе очень важен систематический и беспристрастный самоконтроль своей самовоспитательной де€тельности по синхронному развитию всех трех элементов собственной правовой культуры - правовых знаний, правовой убежденности и социально-правовой активности. ѕосто€нно слича€ уровень развитости элементов собственной правовой культуры с аналогичными элементами правовой культуры - цел€ми, необходимо посто€нно отслеживать эффективность используемых средств и методов правового самовоспитани€. ¬оврем€ исключать из употреблени€ неэффективные средства и методы, замен€€ их новыми.

«аверша€ анализ основных этапов самосто€тельного правового самовоспитани€, их содержани€ и роли в этом процессе, приходим к выводам.

¬о-первых, самосто€тельное правовое самовоспитание - это четко самоорганизованный и целенаправленный процесс формировани€ и развити€ собственной правовой культуры субъектом права. —амосто€тельное, автономное правовое самовоспитание - неотъемлема€ часть только субъектно-субъектной правовой социализации субъектов права в современном динамичном обществе. ќно (как и правовое воспитание) должно сопровождать субъектов права всю жизнь, особенно активизиру€сь на этапах критических точек их жизни.

¬о-вторых, в силу своей сложности правовое самовоспитание как автономное (изначально независимое, лично организованное самим субъектом) направление правовой социализации недоступно многим росси€нам.   самосто€тельной организации правового самовоспитани€ многие росси€не чаще всего не готовы, так как в стране сегодн€ существует низкой уровень правовой культуры и высокий уровень ее антипода - правовой антикультуры.

—ледовательно, в современной –оссии основной путь к развитию самосто€тельного правового самовоспитани€ росси€н может лежать только через их эффективное научно организованное правовое воспитание. —амосто€тельное правовое самовоспитание росси€н может стать продолжением процесса правового воспитани€ себ€, но уже самосто€тельно.  ак точно замечено јдольфом ƒистервегом, "воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себ€ образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он сможет это осуществить" (цит. по [14, с. 147]).

јвтономное правовое самовоспитание большинства субъектов права, таким образом, чаще всего формируетс€ и созревает в лоне демократического правовоспитательного процесса. ќно, по сути, есть результат этого успешного процесса. ƒело в том, что сам правовоспитательный процесс в демократическом обществе не может состо€тьс€ без формировани€ правового самовоспитани€ воспитуемого субъекта. »бо само правовое воспитание, если оно не насилие над воспитуемым, невозможно без стремлени€ к самосовершенствованию собственной правовой культуры. ¬ демократическом процессе правового воспитани€ основна€ задача субъекта правового воспитани€ состоит именно в том, чтобы пробудить стремление воспитуемого к самосовершенствованию своей правовой культуры и умело руководить процессом ее саморазвити€.

“аким образом, правовое воспитание и правовое самовоспитание есть две неразрывные и взаимно пронизывающие друг друга стороны демократического правовоспитательного процесса. ¬ нем субъектов - воспитани€ и самовоспитани€ - накрепко св€зывает их обща€ (едина€) цель - формирование высокой правовой культуры воспитуемого.

ѕравова€ культура как цель правового воспитани€ играет разнообразную роль в процессе правового воспитани€ и формировани€ правового самовоспитани€ воспитуемого.

Ќа первой ступени правовоспитательной де€тельности идеальный образ высокой правовой культуры личности содержитс€ только в голове субъекта правового воспитани€. ќн служит ему в качестве инструмента выработки конкретной правовоспитательной программы. ƒл€ выработки таковой воспитатель должен вы€вить соответствие уровн€ развитости всех элементов реальной правовой культуры воспитуемого тому идеальному образу современной высокой правовой культуры, сопоставить их. Ёто сопоставление вы€вит все дефекты содержани€ реальной правовой культуры - об€зательно всех ее элементов: правовых знаний, правовой убежденности (правовой установки) и социально-правовой активности данного воспитуемого. Ёто позволит воспитателю определить наиболее оптимальные формы, средства и методы развити€ реальной правовой культуры воспитуемого до идеального образца - цели правового воспитани€.

Ќа второй ступени процесса правового воспитани€ его цель и программа ее достижени€ должны служить индикатором как дл€ субъекта, так и дл€ объекта (воспитуемого) этого правовоспитательного процесса. ƒл€ этого цель и программу действий дл€ ее достижени€ прежде всего следует довести до сознани€ воспитуемого таким образом, чтобы они стали и его желанной целью, ибо, как известно, против воли никого воспитать невозможно. ¬ажно помнить: воспитуемый - это не только объект, но и субъект демократического правовоспитательного процесса. » без его стремлени€ к самосовершенствованию своей правовой культуры, правовой активности в этом направлении правовое воспитание обречено на неудачу. ј это значит к правовоспитательному процессу необходимо подключить правовое самовоспитание воспитуемого.

ќсознанна€ и целеустремленна€ де€тельность воспитуемого, направленна€ на саморазвитие и совершенствование своей правовой культуры, начнетс€ только тогда, когда он осознает современную правовую культуру и твердо решит достигнуть этого уровн€ (цель правового воспитани€ станет его персональной целью).

—амовоспитательна€ работа по совершенствованию правовой культуры воспитуемым посто€нно направл€етс€ и стимулируетс€ специально воспитательным вли€нием со стороны субъекта правового воспитани€. Ќа основе выработанного плана правового воспитани€ субъект правового воспитани€ должен ставить воспитуемому самовоспитательные задачи, формировать определенные правовые потребности, включать в правовую де€тельность - познавательную, исполнительную и т. д. Ќеобходимо позаботитьс€ и о том, чтобы воспитуемый овладел и активно использовал важнейшие методы самовоспитани€: самоубеждение, самооб€зательство, самокритику, самопринуждение, самоприказ, самонаказание и др.

Ќа всем пути правового воспитани€ оба субъекта (воспитатель и воспитуемый) совместно должны осуществл€ть систематическое сопоставление цели правового воспитани€ с реально развивающейс€ правовой культурой воспитуемого, что позволит им совместно и своевременно корректировать целенаправленность как воспитательных, так и самовоспитательных действий, своевременно совершенствовать их формы, средства и методы.

»деальный образ высокой правовой культуры, посто€нно корректируемый по мере развити€ общества, должен вести субъекта правового самовоспитани€, ориентировать в сложном правовом пространстве современного общества.

¬ силу того что правовое воспитание не только само по себе есть важнейший канал правовой социализации росси€н, оно еще €вл€етс€ и эффективным способом автономного правового самовоспитани€ их, его следует начинать как можно раньше.  ак считает современна€ педагогическа€ и психологическа€ наука, "самовоспитание как специальна€ де€тельность чаще всего возникает в подростковом возрасте" [9]. ѕо мнению ¬. ј. —ластенина, при воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании. ќсознанна€ работа над собой у человека начинаетс€ с осознани€ и прин€ти€ объективной цели как субъективного, желательного мотива своей де€тельности. —убъективна€ постановка им определенной цели поведени€ или своей де€тельности порождает сознательное напр€жение воли, определение плана де€тельности на завтрашний день. ƒвижение к этой цели неизбежно сопровождаетс€ преп€тстви€ми как объективного, так и субъективного характера, которые требуют и интеллектуального, и волевого напр€жени€ самовоспитуемого. ¬ ходе такого процесса - преодолени€ возникающих преп€тствий - воспитуемый приобретает навыки субъекта самовоспитани€ и начинает осознавать себ€ таковым [12].

»з вышесказанного следует: необходимо максимально оперативно усовершенствовать (сформировать) правовое воспитание во всех образовательных учреждени€х страны. —амовоспитание росси€н (а следовательно, и правовое самовоспитание) можно прививать посредством правового воспитани€ начина€ со школьного возраста, охватив все подрастающее поколение, так как в стране существует всеобщее среднее образование. » справедливо сказано: "≈сли не вводить правовое воспитание на самых ранних стади€х школьного образовани€, человек станет жертвой бытового правовоспитани€, основными категори€ми которого €вл€етс€ народна€ "мудрость", передаваема€ из поколени€ в поколение. –одители с крайне низким уровнем правосознани€ не могут воспитать своих детей в духе истинного права. ƒаже в семье дети вид€т неправовую сторону отношений. ¬ семье, бытовых, уличных отношени€х дети вид€т разрешение вопросов с точки зрени€ силы... ќтсюда и закладываютс€ в сознании граждан "опыт", выраженный в устном народном творчестве, фольклоре: пословицы типа: "«акон - дышло: куда хочешь туда и воротишь", "—уд что паутина: шмель проскочит, а муха ув€знет", "—уды да пересуды доведут до остуды". » мн. др. ј раз так говорит народ - значит, так оно и есть!" [8]. ѕравы авторы и в том, что "школа должна прививать правовую грамотность в таком же объеме, как общую грамотность, общую воспитанность, общую культуру".

Ќа наш взгл€д, дл€ этого должна существовать утвержденна€ ѕравительством –‘ федеральна€ программа правового воспитани€ в школах и других образовательных учреждени€х, учитывающа€ возраст и уровень образовани€ учащихс€. ћинистерство образовани€ и науки –‘ должно строго контролировать ход ее выполнени€ всеми учебными заведени€ми (невзира€ на их подчиненность), так же как оно об€зано контролировать ход учебного процесса. —тоит продумать и процедуру оценки уровн€ правовой воспитанности [15, с. 46 - 47] выпускников школ и других учебных заведений. »бо высокий уровень правовой культуры российской молодежи, как нам представл€етс€, не менее важен дл€ жизни общества, чем знани€, провер€емые на ≈√Ё. √отовность всех (или хот€ бы подавл€ющего большинства) выпускников учебных заведений к продолжению правового самовоспитани€ (прочно сформированного в процессе школьного правового воспитани€) уже в самосто€тельном (автономном) режиме - серьезный залог прочного правопор€дка в стране.

Ѕиблиографический список

1. Ѕатищев √. —. ќпредмечивание и распредмечивание // Ќова€ философ. энцикл.: ¬ 4 т. / ѕод ред. ¬. —. —тепанова. ћ.: ћысль, 2001. URL: http://dic. academic. rudic. nsf/ enc_philosophy/4631/ќѕ–≈ƒћ≈„»¬јЌ»≈/p.5of7 (дата обращени€: 31.07.2011).

2. Ѕондарев ј. —. ѕравова€ культура - фактор жизни права. ћ., 2012.

3.  овалев. ј. √. Ћичность воспитывает себ€. ћ.: ѕолитиздат, 1983.

4.  ононенко Ѕ. ». ќпредмечивание и распредмечивание // Ѕольшой толковый словарь по культурологи. ћ., 2003. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/ ene_culture/2048p.1of1 (дата обращени€: 27.09.2011).

5.  равченко ј. ћ. —оциологи€. ќбщий курс. ћ.: Ћогос, 2000.

6.  рысько ¬. √. —оциальна€ психологи€: —ловарь-справочник. ћинск: ’арвест, 2004.

7. ћардахаев Ћ. ¬. —оциальна€ педагогика. ћ.: √ардарики, 2005. 269 с.

8. ѕравовое воспитание в –оссийской ‘едерации // ¬се о праве - информ.-образоват. юрид. портал Wallpravo.

9. —амовоспитание // ѕсихолог. энцикл. URL: http://enc-dic. com.

10. —амовоспитание // Ёнцикл. практ. психологии. URL: http://www. psycologos. ru.

11. —амовоспитание и самосовершенствование личности. URL: http://kbsu. ru/pd/ didlec9.phpP.13of20.

12. —ластенин ¬. ј. —амовоспитание в структуре процесса формировани€ личности // Nikliah 2009. 25 но€б.

13. —метанин ≈. ј. јдаптаци€ населени€ к современной экономической ситуации // —оциол. исслед. 1995. N 4.

14. —мирнов ¬. ». ќбща€ педагогика. ћ.: Ћогос, 1999.

15. —тол€ренко ј. ћ. ёридическа€ педагогика. ћ.: Ёкмос, 2000. 496 с.

16. ‘илософска€ энциклопеди€. ћ., 1967. —. 154.

Bibliograficheskij spisok

1. Batishhev G. S. Opredmechivanie i raspredmechivanie // Novaja filosof. jencikl.: V 4 t. / Pod red. V. S. Stepanova. M.: Mysl', 2001. URL: http://dic. academic. rudic. nsf/ enc_philosophy/4631/ OPREDMEChIVANIE/p.5of7 (data obrashhenija: 31.07.2011).

2. Bondarev A. S. Pravovaja kul'tura - faktor zhizni prava. M., 2012.

3. Kovalev. A. G. Lichnost' vospityvaet sebja. M.: Politizdat, 1983.

4. Kononenko B. I. Opredmechivanie i raspredmechivanie // Bol'shoj tolkovyj slovar' po kul'turologi. M., 2003. URL: http://dic. academic. ru/dic. nsf/ ene_culture/2048p.1of1 (data obrashhenija: 27.09.2011).

5. Kravchenko A. I. Sociologija. Obshhij kurs. M.: Logos, 2000.

6. Krys'ko V. G. Social'naja psihologija: Slovar'-spravochnik. Minsk: Harvest, 2004.

7. Mardahaev L. V. Social'naja pedagogika. M.: Gardariki, 2005. 269 s.

8. Pravovoe vospitanie v Rossijskoj Federacii // Vse o prave - inform.-obrazovat. jurid. portal Wallpravo.

9. Samovospitanie // Psiholog. jencikl. URL: http://enc-dic. com.

10. Samovospitanie // Jencikl. prakt. psihologii. URL: http://www. psycologos. ru.

11. Samovospitanie i samosovershenstvovanie lichnosti. URL: http://kbsu. ru/pd/ didlec9.phpP.13of20.

12. Slastenin V. A. Samovospitenie v strukture processa formirovanija lichnosti // Nikliah 2009. 25 nojab.

13. Smetanin E. A. Adaptacija naselenija k sovremennoj jekonomicheskoj situacii // Sociol. issled. 1995. N 4.

14. Smirnov V. I. Obshhaja pedagogika. M.: Logos, 1999.

15. Stoljarenko A. M. Juridicheskaja pedagogika. M.: Jekmos, 2000. 496 s.

16. Filosofskaja jenciklopedija. M., 1967. S. 154.

Ќазвание документа

пїњ