пїњ

¬ыступление по теме: "–уководство и координаци€ действий участников управлени€ антитеррористической операцией"

(ћыльников Ѕ. ј.)

("ѕраво и политика", 2006, N 4)

“екст документа

¬џ—“”ѕЋ≈Ќ»≈ ѕќ “≈ћ≈: "–” ќ¬ќƒ—“¬ќ »  ќќ–ƒ»Ќј÷»я ƒ≈…—“¬»…

”„ј—“Ќ» ќ¬ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я јЌ“»“≈––ќ–»—“»„≈— ќ… ќѕ≈–ј÷»≈…"

Ѕ. ј. ћџЋ№Ќ» ќ¬

ћыльников Ѕорис јлександрович - руководитель јнтитеррористического центра —Ќ√.

”важаемые участники семинара!

ќбострение угрозы терроризма в последнее врем€ сделало совершенно необходимым налаживание международной системы противодействи€ этому €влению, координации усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне. ¬ этой св€зи перед странами —одружества встала задача создани€ соответствующих правовых механизмов, позвол€ющих, в первую очередь, объединить все силы и средства государств в цел€х пресечени€ террористических актов.

јнтитеррористический центр государств - участников —Ќ√ включилс€ в эту работу с первых дней своей де€тельности.

ѕервый всесторонний и глубокий обмен мнени€ми по этой теме состо€лс€ на сборе руководителей антитеррористических подразделений органов безопасности и спецслужб государств —одружества, проведенном в ходе оперативно-тактических учений "ёг-антитеррор-2001" в г. ќш  ыргызской –еспублики. ”же тогда представители компетентных органов высказывали большую озабоченность в св€зи с отсутствием правовых механизмов, позвол€ющих наладить эффективное взаимодействие антитеррористических подразделений государств, оказани€ взаимной помощи в пресечении террористических актов, преследовани€ террористов на территории соседних государств, и в конечном счете - отсутствием правовых основ дл€ проведени€ совместных антитеррористических меропри€тий.

¬ ходе этого сбора впервые были проработаны различные варианты организации взаимодействи€ компетентных органов при проведении контртеррористических операций.  ак показывает практика, даже в рамках одного государства весьма непросто организовать слаженные действи€ подразделений различных министерств и ведомств, привлекаемых к проведению специальных контртеррористических меропри€тий. Ќо задача многократно усложн€етс€ в случае организации взаимодействи€ на межгосударственном уровне, когда совместные антитеррористические меропри€ти€ осуществл€ютс€ спецподразделени€ми различных государств.

ƒл€ ее решени€ ÷ентром было разработано и внесено на рассмотрение вышесто€щих органов —одружества ѕоложение о пор€дке организации и проведени€ совместных антитеррористических меропри€тий на территори€х государств - участников —Ќ√, ѕротокол об утверждении которого был подписан 7 окт€бр€ 2002 года главами 10 государств —одружества (ратифицирован 9 государствами, кроме √рузии). ќсновна€ цель, котора€ преследовалась при разработке ѕоложени€ - создание действенного правового механизма, позвол€ющего в максимально короткие сроки аккумулировать силы и средства государств —одружества дл€ пресечени€ террористической де€тельности. ѕри этом документ регламентирует все этапы совместных антитеррористических меропри€тий, начина€ от прин€ти€ решени€ об их проведении и заканчива€ изданием приказа об их завершении, а также статус и меры социальной защиты их участников.

 лючевое место в ѕоложении занимает регламентаци€ вопросов, касающихс€ организации управлени€ проведением совместных меропри€тий, так как от их решени€ в немалой степени зависит согласованность и эффективность де€тельности задействованных подразделений, а в конечном счете и успех всей операции.

 ак же формируетс€ орган управлени€ проведением совместных антитеррористических меропри€тий, какова его структура и состав и решение каких задач входит в его компетенцию? Ёти и р€д других вопросов € полагаю необходимым осветить в своем кратком выступлении.

—огласно ѕоложению дл€ непосредственного управлени€ специальными антитеррористическими формировани€ми при проведении совместных антитеррористических меропри€тий запрашивающей стороной создаетс€ орган управлени€ и назначаетс€ его руководитель, который в зависимости от целей проведени€ меропри€тий определ€ет структуру органа управлени€, задачи и функции его подразделений. ѕоложением предусмотрено, что по решению —овета глав государств —одружества Ќезависимых √осударств, а при необходимости по решению глав заинтересованных государств - участников —Ќ√, руководство проведением совместных антитеррористических меропри€тий может быть поручено ј“÷ —Ќ√. ¬ таких случа€х орган управлени€ создаетс€ руководителем ÷ентра.

¬ состав руководства органа управлени€ включаютс€ руководители специальных антитеррористических формирований, принимающих участие в совместных антитеррористических меропри€ти€х, представители компетентных органов сторон и ј“÷ —Ќ√. Ћица, привлекаемые к проведению меропри€ти€, подчин€ютс€ руководителю органа управлени€.

–уководитель органа управлени€:

- руководит подготовкой и проведением совместного антитеррористического меропри€ти€;

- принимает решени€ об использовании привлекаемых дл€ проведени€ совместного антитеррористического меропри€ти€ сил и средств, применении ими специальных средств и материалов обеспечени€;

- назначает должностных лиц органа управлени€;

- утверждает план проведени€ совместного антитеррористического меропри€ти€;

- осуществл€ет допуск лиц к ведению переговоров с террористами;

- информирует руководителей органов государственной власти запрашивающей стороны и средства массовой информации о ходе и результатах проведени€ совместных антитеррористических меропри€тий и о масштабах последствий террористической акции;

- вносит предложение запрашивающей стороне об окончании совместного антитеррористического меропри€ти€ и представл€ет в компетентные органы сторон отчет о результатах его проведени€.

¬мешательство в руководство проведением совместных антитеррористических меропри€тий допускаетс€ только по поручению главы запрашивающего государства.

ќсновными задачами органа управлени€ в ходе проведени€ совместных антитеррористических меропри€тий €вл€ютс€:

- сбор сведений об обстановке, оценка, обобщение и анализ информации, доведение ее до специальных антитеррористических формирований и других подразделений, привлекаемых к совместному антитеррористическому меропри€тию, подготовка предложений дл€ прин€ти€ решени€ руководителем органа управлени€;

- разработка плана проведени€ совместного антитеррористического меропри€ти€;

- организаци€ подготовки и применени€ привлекаемых сил, специальных средств и материалов обеспечени€, прин€тие мер к предотвращению возможных негативных последствий;

- выработка тактики ведени€ переговоров и организаци€ их проведени€ с лицами, €вл€ющимис€ объектами проведени€ совместного антитеррористического меропри€ти€ (при необходимости);

- осуществление взаимодействи€ с органами государственной власти и местного самоуправлени€;

- обеспечение проведени€ оперативно-розыскных меропри€тий и следственных действий;

- подведение итогов проведенных меропри€тий.

–ешение о пор€дке проведени€ совместного антитеррористического меропри€ти€, в том числе применени€ сил, специальных средств и материалов обеспечени€, принимаетс€ руководителем органа управлени€ по согласованию с руководителем специального антитеррористического формировани€ запрашиваемой стороны и оформл€етс€ письменным приказом.

≈сли мнение руководител€ специального антитеррористического формировани€ запрашиваемой стороны не будет прин€то во внимание, то он вправе, по согласованию со своим компетентным органом, отказатьс€ от участи€ в меропри€тии возглавл€емого им подразделени€, решение о чем представл€етс€ руководителю органа управлени€ в письменном виде.

ѕрактическа€ реализаци€ ѕоложени€ была опробована в ходе очередного антитеррористического учени€ "«апад-јнтитеррор-ф", проведенного в период с 28 по 30 июн€ 2004 года в  ишиневе при координирующей роли ј“÷ —Ќ√ с участием сотрудников органов безопасности и специальных служб Ѕеларуси, ћолдовы, –оссии и ”краины.

—хема развити€ обстановки учени€ была выбрана таким образом, чтобы отработать согласованные действи€ спецслужб нескольких государств по пресечению террористического акта, проверив при этом реальность механизмов управлени€ совместными антитеррористическими меропри€ти€ми.

ѕо замыслу учени€ террористами в столице –еспублики ћолдова был осуществлен захват двух объектов: железнодорожного состава, перевоз€щего отравл€ющие вещества, и воздушного судна, принадлежащего белорусским авиалини€м. ќбстановка осложн€лась тем, что операции по освобождению заложников на объектах необходимо было проводить одновременно.

¬ сложившейс€ ситуации дл€ пресечени€ терактов было прин€то решение задействовать силы и средства спецподразделений двух государств: ћолдовы и Ѕеларуси. ƒл€ управлени€ антитеррористической операцией был создан оперативный штаб с включением в его состав представителей ј“÷ —Ќ√ дл€ координации и взаимодействи€ спецслужб разных государств.

¬ ходе проведени€ учени€ была реально отработана схема запроса одного из государств —одружества (–еспублики ћолдова) в —овет глав государств —Ќ√ на выделение специального антитеррористического подразделени€ (группы "јльфа" –еспублики Ѕеларусь) и обеспечение его беспреп€тственного перемещени€ по территории стран —одружества (”краины) дл€ участи€ в специальной операции.

¬ итоге группа "јльфа"  √Ѕ –еспублики Ѕеларусь в установленные сроки прибыла к месту через границы двух государств со штатным вооружением и специальными средствами. —читаю это определенным успехом в реализации практического взаимодействи€ компетентных органов государств при возникновении кризисной ситуации. ќднако должен отметить, что на этапе согласовани€ с украинской стороной вопросов перемещени€ по ”краине спецподразделени€ иностранного государства возникли некоторые затруднени€ из-за несовершенства схемы получени€ разрешительных санкций в органах исполнительной власти. ¬ итоге оперативность прибыти€ группы "јльфа" –еспублики Ѕеларусь была несколько снижена, но не повли€ла на выполнение запланированной спецоперации.

“аким образом, учение, доказав актуальность ѕоложени€, одновременно показало необходимость детальной проработки р€да организационных и правовых вопросов.

ѕо нашему мнению, дл€ эффективной реализации комплекса задач, св€занных с вопросами подготовки и управлени€ проведением совместных антитеррористических меропри€тий на территории —Ќ√, необходимо:

- разработать нормативные правовые акты, регламентирующие пор€док доставки и перемещени€ личного состава, а также ускоренного выполнени€ установленных процедур при пересечении государственной границы специальными антитеррористическими формировани€ми;

- определить состав специальных антитеррористических формирований, предназначенных дл€ проведени€ совместных антитеррористических меропри€тий, и информировать об этом ј“÷ —Ќ√;

- совместно с ј“÷ —Ќ√ разработать программы дополнительной подготовки личного состава специальных антитеррористических формирований и организовать его обучение как на национальной учебной базе, так и в учебных центрах других государств —одружества;

- организовать совместную подготовку специальных антитеррористических формирований в ходе проведени€ командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых как ј“÷ —Ќ√, так и на основе взаимной договоренности между государствами —одружества, проработать вопрос заблаговременного определени€ пор€дка прин€ти€ решени€ о проведении совместного антитеррористического меропри€ти€ и подготовить формы соответствующей документации. ¬месте с тем одним из важнейших элементов обеспечени€ согласованности действий всех участников антитеррористической де€тельности на национальном уровне €вл€етс€ создание такого инструмента, как межведомственные государственные антитеррористические структуры.

»сход€ из позитивной практики функционировани€ ‘едеральной антитеррористической комиссии –оссии и региональных антитеррористических комиссий, ј“÷ —Ќ√ выступил с предложением о распространении данного опыта в остальных государствах —одружества.

¬ насто€щее врем€ по предложению —лужбы безопасности ”краины в цел€х обобщени€ и распространени€ передового опыта создани€ и функционировани€ в р€де государств —одружества (јзербайджанской –еспублике, –еспублике Ѕеларусь, √рузии, –еспублике  азахстан, ”краине, –еспублике ћолдова) антитеррористических центров, и главное - определени€ перспектив дальнейшего взаимодействи€ нами планируетс€ проведение в июне с. г. рабочей встречи руководителей этих подразделений под эгидой ј“÷ —Ќ√.

«аканчива€ свое выступление, хочу отметить, что јнтитеррористическим центром государств - участников —Ќ√ и компетентными органами стран —одружества сформирован механизм руководства и координации совместными антитеррористическими операци€ми, пусть и нуждающийс€ в некотором совершенствовании, но уже опробованный на практике и доказавший свою эффективность и действенность.

Ќазвание документа

пїњ